Работа на ферме, дедлайн перед походом в школу, участие в переговорах и умение делать выбор - как казанские предприниматели учат детей считать деньги, ценить время и делать бизнес.
Казанские предприниматели рассказали DK.ru, как растят в своих детях желание стать успешными и какие навыки для этого в них воспитывают.
Олег Скобельцын, «СОЖ Синтез»
"Я хочу, чтобы мои дети в будущем стали предпринимателями. А для этого я стараюсь учить их ценить время, не тратить его зря, уметь фокусироваться на цели, не распыляясь на незначительные вещи. Например, с дочкой. Когда она опаздывает в школу, то очень переживает по этому поводу.
В этом случае я стараюсь воспитать в ней чувство времени, чтобы она не опаздывала. Я ставлю ей определенные контрольные точки по времени – что должно произойти в определенное время. И наступление этого зависит от того, было ли сделано предыдущее действие. То есть, в 7 часов утра мы должны выйти из дома, а это значит, что в это время мы все бросаем, что делали до этого, и должны выйти. Неважно, сложили мы портфель или нет. Именно в эту минуту мы надеваем ботинки, именно в эту минуту мы открываем дверь. И все остальное не имеет никакого значения.
Такие точки по дедлайнам позволяют делать все вовремя. Когда это время наступает, я говорю ей делать определенные действия. И дочь в этот момент понимает, что она чего-то еще не сделала, что ей нужно было сделать. И приходит осознание того, что нужно было все сделать заранее. Так я учу ее планированию.
Она уже начинает смотреть на часы, и, когда видит, что у нее осталось три минуты, и ей нужно будет выходить, даже, если она в этот момент будет в трусах".
Владелец семейной фермы Мурат Сиразин
"Хотя, мои дети сейчас работают преподавателями в вузе, я их с детского возраста приучал к бизнесу. У меня дочери, и они, начиная с первого класса, зарабатывали на домашнем хозяйстве. На каждый вид домашней работы у меня была расценка – купить молоко, купить хлеб, помыть пол, погулять с младшим ребенком.
Мама давала им задание, дочка выполняла задание, высчитывала стоимость, а в конце недели я ей выплачивал деньги. На эти деньги она себе могла покупать одежду, обувь. Естественно, она не тратила их на всякие побрякушки. Доходило до того, что моя жена, когда у нее деньги заканчивались, брала деньги взаймы у моей дочери.
Сейчас у меня такой же стиль воспитания по отношению к внукам. Они у меня с шести лет работают на ферме. У каждого вида работ есть расценки. Таким образом они зарабатывают. Плюс, у них уже есть свой бизнес. Они собирают ягоды, грибы, фасуют, сортируют, делают варенье и продают.
Естественно, когда вокруг никто не работает из их ровесников, им обидно. Поэтому приходится делить их день по часам: два часа работы, два часа футбола, два часа компьютер. Если он не работает, то чего-то лишается. Свои 6-8 часов они работают.
С первого класса ребенок воспитывается в том ключе, что у него должны быть карманные деньги, что он должен быть богатым, независимым".
Нияз Гараев, «ДубльДом»
"К бизнесу я детей пока не готовлю, потому что одному только четыре, а другому семь. Но к правильному отношению к деньгам я приучаю. Когда они были еще совсем маленькими, на любые просьбы купить им что-то, я объяснял, что все стоит денег, что нельзя просто пойти и сразу купить. Есть определенный лимит – сейчас велосипед, а только потом ролики.
Я рассказывал, как зарабатываются деньги, откуда они берутся, что я делаю на работе. Старший уже сейчас просит, чтобы ему дали какую-то работу. Спрашивает, когда можно будет выйти ко мне на производство, чтобы что-то зарабатывать. Учится откладывать деньги. На них какие-то вещи себе покупает. Я учу тому, что все нужно сначала заработать".
Айдар Булатов, «Bulatov Group»
"Главное, что я прививаю своему сыну - это самостоятельность в принятии решений и осознание того, что ты за эти решения несешь ответственность. Человек должен нести ответственность за свой выбор.
Ведь чужой выбор – это чужая жизнь. Поэтому я хочу, чтобы он был самостоятельным в принятии решений, и чтобы ничто не могло сбить его с пути, который он выбрал.
Вообще, мне нравится водить его на бизнес-переговоры. Я ему показываю, что это такое. Ему сейчас 7 лет, и он с удовольствием со мной ходит. Я его и на «Фабрику предпринимательства» вожу. Я стараюсь, чтобы он понимал уже сейчас, что такое взрослая жизнь. Чтобы он видел разные ее стороны и смог сделать выбор".
Мнение эксперта
По мнению практикующего психолога, игрового терапевта и президента Ассоциации игровой психотерапии Елены Пиотровской родителям, которые хотят воспитать из своего ребенка успешного человека, нужно развивать в нем не только деловые качества, но и не забывать о таких простых потребностях детей как игра:
"У большинства моих маленьких клиентов - довольно плотное расписание, в котором и спорт, и языки, и масса других занятий. По моим наблюдениям, при этом нередко упускается из вида реальный возраст детей и, соответственно, реальные потребности и возможности этого возраста. К примеру, детская потребность играть. Это не кажется таким целесообразным, как изучение иностранных языков, к примеру.
К счастью, сейчас достаточно много пишется и говорится о том, что кажущаяся бессмысленной и примитивной игровая деятельность закладывает фундамент для развития гибкой, творческой личности, способной жить в меняющихся условиях. Родители, с которыми я работаю, в большинстве случаев " слышат" это послание".