Татарстанский предприниматель Марат Бибишев, начав бизнес год назад, уже привлек франчайзи на свой барбершоп Big Bro в 21 российском городе. Бизнес он строит на атмосфере настоящей «мужской компании».
Марат Бибишев, испробовав несколько бизнесов, остановился на мужских парикмахерских, которые развивает с помощью франчайзинга. Почему мужчины не хотят стричься рядом с женщинами, кто в парикмахерской хозяин и сколько можно заработать на стрижке - он рассказал DK.ru.
Барбершоп по франшизе Big Bro в Самаре
От "Свитера" и "Балкона" к барбершопам
Когда в 2013 г. в Казани появилась первая мужская парикмахерская по франшизе Chop-Chop, я сходил туда, как клиент. Концепт барбершопа мне в целом понравился, правда сначала я отнесся к проекту очень скептически. Я думал, что бизнес у ребят не пойдет, потому что стоимость стрижки была достаточно высокой.
Но прошло два-три годя, и я понял, что продолжаю ходить туда. Просто, когда мне нужно было подстричься, я не мог найти другие варианты. Ведь до похода в барбершоп я стригся в обычных салонах красоты, а это просто несравнимо, как небо и земля.
Я понял, что тема интересная, рынок хорошо развивается в Казани. В городе появилось еще несколько барбершопов. И я начал изучать этот сегмент, а в какой-то момент принял решение о том, что этим бизнесом нужно заниматься. Но это не было придумано в одну минуту, полгода я изучал разные парикмахерские, ездил в разные города, страны. Потому что эта культура развита во всем мире. Изучал опыт в Минске, в США. Друзья из Европы делились информацией.
На самом деле, поездки оказались не настолько эффективны, как обычный поиск в интернете.
Через полгода у меня сложилось такое впечатление, что, не открыв ни одной своей точки, я уже знал о барбершопах больше, чем какой-нибудь собственник.
Решение принимал полгода
Я был удивлен, насколько эта концепция развита в мире. В Англии можно на одной улице встретить 15 барбершопов, и по ценам они более дешевые, чем в России, так как рынок конкурентен.
Я тогда занимался кафе «Свитер», которое мы открывали вместе с партнерами, у нас еще был ресторан «Балкон», который располагался на крыше «Свита Холл». Кроме того, я стал одним из создателей фотошколы Галии Бердниковой, и сейчас до сих пор являюсь учредителем этой сети фотошкол.
После этого мы с командой приступили к работе над отрытием своего барбершопа Big Bro. Я взялся за этот проект еще и потому, что в предыдущих бизнесах были неудачи. Не было ожидаемого результата, в первую очередь, потому, что перед тем как открыть какой-нибудь бизнес, мы не анализировали этот сегмент: стоит ли вообще этим заниматься. А в этот раз я очень осознанно все изучил и понял, что все сошлось.
Хорошие мужские стрижки в хорошей мужской атмосфере
Стартовый капиталом стали мои собственные средства, которые были заработаны от продажи франшизы фотошколы. Первым городом для открытия выбрали Ижевск.
Это достаточно бедный город. У нас была задача – протестировать модель именно на таком небольшом городе.
Мы хотим развивать сеть в маленьких городах и менять убеждения, в пользу того, что можно открыться в городе с населением в 50 тыс. человек и быть там успешным.
Ведь, как минимум, половина населения - наша потенциальная аудитория, им тоже нужно стричься. Целый пласт мужчин переходит именно в мужские парикмахерские не только потому, что они стали больше внимания уделать своей внешности, а из-за атмосферы.
Я ходил в салоны красоты, и для меня это ужас какой-то. Хотя я специально не ходил в какие-то дикие места, типа парикмахерских. Стрижка там была не самой дешевой и стоила 700 руб..
Суть салонов красоты – они созданы только для женщин. Там висят эти ужасные плакаты с женщинами на стенах, все усыпано покрасочными банками, как будто ты находишься в лаборатории. В мужской парикмахерской стригутся мужчины, стригут только мужчины, и все это в приятной атмосфере.
В каком-то смысле, если очень коротко описать наш продукт, это хорошие мужские стрижки в хорошей мужской атмосфере. В нашей концепции атмосфера даже не менее важна, чем сами стрижки, это 50% успеха.
Мы не сексисты, но у нас по стандарту даже администраторы должны быть мужчины.
Хотя в большинстве барбершопов не так. Суть в том, что мы понимаем, что мужчина, попадая в атмосферу, где есть только мужчины, ведет себя немного по-другому. Он более расслаблен, ему не нужно показывать себя перед женщиной. К нам приходят отдохнуть. Нам в соцсетях пишут много отзывов, и клиенты говорят: раньше мы ходили в парикмахерскую, чтобы просто волосы укоротить, сейчас мы ходим и чтобы отдохнуть, посидеть в мужской компании.
У нас есть бар, и для наших клиентов мы бесплатно наливаем напитки. В каком-то смысле это подобие мужского клуба.
Когда у нас открылась первая парикмахеркская в Ижевске, там прошло за день порядка ста человек. В тот момент я понял, что я давно уже не был в месте, в котором есть только мужчины. Если мы даже возьмем какой-нибудь бар, там все равно есть женщины, спортзал – туда они тоже ходят. Мужчины попадают в мужскую компанию только где-нибудь на работе или в бане.
А когда приходишь в барбершоп, это даже удивительно. Заняты три кресла, еще три человека ждут, двое остались за барной стойкой. И это такое большое общество мужчин, и часто они разговаривают о чем-то одном. Это очень круто выглядит. В этом и заключается наша атмосфера.
Парикмахерские это очень массовый продукт, стричься нужно всем, потребность в них была и будет.
Это делает проект антикризисным: какая бы экономическая ситуация ни была, людям нужно стричься, волосы будут лезть им в глаза.
Преимущество именно в этой детали - если наступает кризис, то человек может еду сам себе приготовить, но подстричь сам себя он не может. Он в любом случае должен выбрать парикмахерскую.
Стрижки у нас стоят около 1000 руб.. Средний чек по сети зависит от города, составляя 1000-1100 руб.
Еще одно преимущество такого бизнеса - это повторные «покупки». У нас 70% клиентов приходят не в первый раз, и это самое крутое, что есть в этом бизнесе. Если смотреть по Ижевску, то у нас там повторных клиентов в месяц больше, чем новых в первые месяцы работы.
Сейчас наши барбершопы открыты, помимо собственного в Ижевске, в 21 городе по франшизе. Это Казань, Самара, Ижевск, Петрозаводск, Красноярск, Хабаровск, Томск, Сергиев Посад, Пермь, Ярославль, Сургут, многие готовятся к открытию.
Рынок развивается бешеными темпами. Открываются барбершопы везде – в Казани за последний год открылось несколько, в Москве они уже начали закрываться. Именно в Москве аренда намного выше, чем в других городах. И есть уже постоянная аудитория мужчин, которые привыкли ходить в одни и те же заведения, новым работать сложно.
Мужчины не понимают, что им нужно
К нам ходят самые обычные мужчины. Самый главный продукт, который приносит 80% нашей выручки, – это стрижки. Есть также бритье опасным лезвием, оформление бороды, детская стрижка, комплекс – бритье вместе со стрижкой. У нас нет огромного прейскуранта, все очень просто.
Мы призываем людей уделять больше внимания своей внешности. Стрижка занимает 50% головы, это важная составляющая внешнего вида, а мужчины этого не понимают. Мужчины, которые готовы потратить большие суммы денег на одежду, носят довольно неважные стрижки. А ведь люди смотрят друг другу в лицо, и стрижка очень важна.
Важный критерий – продать мужчине эту стрижку, чтобы она ему понравилась. Самый частный случай, это когда клиент приходит со своей привычной стрижкой, с которой он стригся последние годы. Это безвкусица, но он так привык. И он просит, чтобы его так же подстригли. Но мастер в каком-то смысле идеолог. Он должен прививать человеку стиль. Мы говорим, как конкретному человеку будет лучше – по форме головы, по типу волос. Это не значит, что мы делаем какие-то супермодные стрижки банкирам. Но можно сделать лучше.
Мы также стараемся напоминать клиентам о необходимости сделать стрижку. Сейчас работаем над системой, которая автоматически будет вычислять частоту стрижек, чтобы приглашать клиентов. Я, например, забываю о стрижке до тех пор, пока мне волосы в уши не лезут.
Рентабельность - до 20%
Затраты на открытие салона не слишком высоки. В Ижевске мы открыли салон за 800-900 тыс. руб. Сейчас с учетом паушального взноса, который составляет 300 тыс. руб., мы объявляем сумму, которая будет нужна франчайзи – примерно 1,5 млн руб..
Стоимость сильно зависит от цены помещения. Если это объект площадью 45 кв. м, как у нас в Ижевске, то вполне возможно, что такой суммы будет достаточно. Если же оно в два раза больше, то потребуется до 2 млн руб..
Рентабельность у нас в Ижевске сейчас 20%, мы работаем над тем, чтобы она выросла до 25%. У наших франчайзи пока не 20% и не 25%. Им нужно дорасти до периода, когда объем выручки будет больше.
У нас стратегия – развиваться в маленьких городах. Если бы открылись изначально в Казани, нам было бы очень сложно объяснить нашим партнерам, что в маленьком бедном городе этот бизнес будет успешным.
Вообще цель - дорасти до 100 парикмахерских, в этом году план – 50 парикмахерских.
В Казани наша парикмахерская находится открылась восемь месяцев назад. Франчайзи доволен – сейчас у него порядка 15 клиентов в день. В Ижевске у нас поток доходит до 700 клиентов в месяц.
Мы не продаем франшизу - мы ищем партнеров
Наш бизнес - это два основных проекта: B2C, наша парикмахерская и B2B, франшизы, которые мы продаем предпринимателям. Большую часть времени мы тратим на поддержку франчайзи.
Как только человек покупает франшизу, он подключается к целой команде. У нас есть люди, которые полностью помогают ему с открытием, поставляют оборудование, помогают с поиском помещения, мы разрабатываем дизайн-проект для помещения, технолог выезжает на три дня обучать персонал нового партнера технике, бритью.
Сейчас в сети работает порядка 40 мастеров, мы можем оценить качество их работы по фотографиям. И в этом большое преимущество для наших франчайзи, потому что большинство из них тоже не парикмахеры и никогда не занимались этим видом бизнеса. Когда они принимают мастера, то не понимают, хороший это мастер или плохой. Мы оцениваем за него. Это такой стандарт качества прямо на входе.
Мастера – это очень специфический народ. Сколько я не работал в бизнесе, я никогда не встречал таких людей. Они очень творческие, склонны нарушать дисциплину и этим «отравлять» команду. У нас не армия. Не так все стандартизировано, как в Макдональдсе, но есть какие-то правила, есть стратегия развития команды. А вот эти люди - зачастую не командные.
Мы с этим боремся, и очень успешно. Мы сами учим франчайзи разбираться в стрижках, учим администраторов. Мы ввели процедуру аттестации, оцениваем специалистов. Если человек ее не прошел, то мы снижаем ему процент дохода. Сейчас у нас на стадии разработки один из самых сложных шагов – создание Академии мастеров, в которой мы могли бы обучать наших работников.
Сначала у нас был выбор – развивать собственную сеть или искать партнеров-франчайзи. Мы выбрали франшизу, и теперь доходы компании зависят от выручки наших партнеров. Это 5% от их выручки. Смысл работы заключается в том, чтобы создать ситуацию, когда франчайзи будут увеличивать свои результаты, будут расти. Мы постоянно проводим обучающие курсы. У нас ежедневная поддержка, даем им нужные инструменты.
Пока наша управляющая компания, если брать только роялти, убыточна. Мы станем действительно прибыльными, когда у нас в сети будет работать 50 парикмахерских.
Я хотел быть независимым
Я учился в КГАСУ на факультете промышленного и гражданского строительства. На самом деле, я - восьмой потомок нашей семьи, который учился на строителя. Мой дед – известный строитель в Набережных Челнах, и я тоже пытался. Закончил вуз с красным дипломом, и первый мой бизнес-проект был стройотряд в вузе.
Это был самый крупный стройотряд в Татарстане. Мы отправляли людей на стройки в Сочи, Ямал, там я был, в каком-то смысле, руководителем небольшой компании по строительству, в которой работали студенты.
Я помню, что мне этот бизнес не понравился. Не понравился тем, что строительство слишком нечестное. Там очень много неэффективности. Много коррупции, людей, который зашли в строительство без образования, хотя этот бизнес, я считаю, невозможно понять без хорошего образования.
Когда я учился в университете, то понимал, что есть стандарт: ты учишься, потом идешь работать мастером на стройке, потом прорабом или проектировщиком, и это - единственный способ карьерного роста. Я понимал, что, во-первых, это небольшие деньги, во-вторых, меня это не устраивало. Мне всегда хотелось создать какую-то компанию. Это у меня внутри было всегда.
И началось все с проката велосипедов. Это бизнес, который окупился, но не принес мне больших денег. С того момента я понял, что хочу заниматься собственным бизнесом. Я начал бизнес не из-за денег - мне хотелось независимости.
Беседовала Карина Каримова