Участники Алексей Бутаков, директор по развитию бизнеса на Урале компании Softline Владимир Грицких,руководитель Дирекции внебюджетных программ развития города Евгений Зайцев,управляющий о
Участники
Алексей Бутаков,
директор по развитию бизнеса
на Урале компании Softline
Владимир Грицких,
руководитель Дирекции внебюджетных программ развития города
Евгений Зайцев,
управляющий операционным офисом «ИнвестКапиталБанка»
Сергей Иванов,
заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан
Александр Кокорев,
консультант «Тандем-Д»
Валерий Коротков,
музыкальный директор группы JIVE, соорганизатор фестиваля Kazan. Kremlin LIVE
Рамиль Миннизянов,
коммерческий директор ONLINECONTRACT
Рамиль Мифтахов,
глава Ассоциации турагентств РТ
Азат Муртазин,
директор «Каско-Сервис»
Сергей Пасечник,
генеральный директор Companion SP
Максим Петров,
директор развития сети продаж в РТ представительства БД «Открытие»
Стратегия развития Казани, созданная в 2003-м, сработала досрочно. Большая часть планируемых показателей достигнута еще до наступления 2015 г. «То ли мы так плохо спрогнозировали, то ли город ускорил темпы развития», — отметил один из разработчиков действующей стратегии Владимир Грицких, руководитель Дирекции внебюджетных программ развития Казани. Важно, что результат получен: экономика города перестала носить черты советского времени, избавилась от флера военнопромышленного комплекса. «К счастью, удалось сохранить вузовский потенциал, который представлен федеральным и двумя национальными университетами», — добавил г-н Грицких, заметив, что дальнейшее развитие города вызывает у него больше вопросов, чем ответов.
Где Казани место?
С тех пор, как Казань заполучила бренд
«третья столица», не утихают споры вокруг справедливости ее «бронзы». Казань сравнивали с Самарой, Нижним Новгородом, особое место в полемике заняли достоинства и недостатки Екатеринбурга. «Однозначно Казань, после Москвы и Питера, занимает первое место по развитию инфраструктуры, — убежден Азат Муртазин, директор компании «Каско-Сервис». — Даже если взять Самару, которая признана территориальным
центром Поволжья, там ведь вместо центра города — сплошной частный сектор. У нас такой улица Профсоюзная была 15 лет назад. Или Нижний Новгород: по размеру территории и количеству жителей он больше Казани, но какие там магазины! ЦУМ в Нижнем как казанские рынки, да еще в здании советских времен».
Екатеринбург участники дискуссии назвали промышленным городом с менее развитым культурным потенциалом, чем Казань. Но вот в определении его места в рейтинге городов разошлись. «Екатеринбург — город рабочих, так уж сложилось. И он не может конкурировать с Казанью за третье место», — настаивал Азат Муртазин. С ним поспорил Сергей Иванов, замми-
нистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ: «Я в Екатеринбурге часто бывал, город очень хороший, и жители прекрасные. И средняя зарплата, к вашему сведению, там на порядок выше». Тут в беседу включился Евгений Зайцев, уроженец Екатеринбурга, а ныне руководитель Казанского операционного офиса «ИнвестКапиталБанка»: «В Казани жить комфортнее: город чище, здесь ровнее дороги, меньше пробок, женщины красивее».
«А я никогда не ставлю Казань на
третье место, не понимаю, что это за соревнование, меня это просто обижает», — парировал Владимир Грицких, тем не менее назвав Казань в тройке городов с высоким уровнем образования. По его словам, при разработке стратегии развития Казани задачи вывести Казань на какое-либо место в России не было. «С кем мы себя постоянно сравниваем? Зачем мы собираем элементы похожести, если часто в городах наоборот привлекает какая-то особенность?» — спрашивал он.
Когда окупятся спорткомплексы?
Центральной темой обсуждения стало развитие спортивного потенциала города. После Универсиады в Казани останется порядка 60 новых крупных спортивных объектов, которые, по оценкам бизнесменов, будут невостребованы. «Спортивная инфраструктура — это наш козырь, его надо максимально использовать не только для мероприятий республиканского, но и российского, и международного уровня, — считает замминистра Сергей Иванов. — Со спортивной точки зрения наш город будет российским лидером в течение ближайших 15-20 лет. Такой специализированной базы по более чем 20 видам спорта ни у кого нет». Но польза такого количества спортивных объектов остальными участниками дискуссии неоднократно была поставлена под сомнение. «Все они будут пустовать и до 2013 г., и после, предложение превышает спрос многократно», — считает Азат Муртазин. Рамиль Миннизянов возразил — опосредованная польза есть. «Для бизнеса очень полезны командные игры в футбол и хоккей, возможно, такое направление любительского спорта будет развиваться и в нашем городе», — отметил он. Его поддержал Рамиль Мифтахов, глава Ассоциации турагентств РТ: «Я недавно был в Германии и увидел, насколько популярны у немцев бизнес-переговоры на футбольном стадионе. Перед началом матча в специальные переговорные комнаты приглашают всех партнеров. Там решают вопросы и потом вместе идут смотреть матч». Но все понимали, что вряд ли ради этого стоило строить такое количество комплексов. Тогда г-н Мифтахов решил подчеркнуть важность спортивной инфраструктуры для остальных бизнес-сегментов: «Развивающийся спортивный туризм потянет за собой гостиницы, рестораны, экскурсионный бизнес, такси и т.д. Востребованная спортивная составляющая — большой шанс для бизнеса».
Исчерпывающий ответ на тему дал г-н Грицких. «Мы должны признать, что спортивные сооружения лягут серьезным бременем на городской бюджет. Когда не будет федеральной поддержки, за счет чего спорт будет развиваться? И что у нас есть, кроме спорта? Мы же можем не получить право на проведение мирового чемпионата по футболу и еще лет восемь прождать нового события», — сказал он.
Г-н Грицких выдвинул предположение, что после Универсиады Казань сможет развиваться только за счет тех источников, которые генерируются локально: местный бюджет и доходы населения.
Сергей Иванов, взяв слово как представитель власти, подвел итог: никому не хотелось бы, чтобы город имел узкое направление развития, в том числе и как спортивный город. «Да, у нас много любителей спорта, но их не абсолютное большинство. В городе важна и научная составляющая, и творческая, которые тоже ежегодно нужно подпитывать «свежей струей».
Туризм не должен быть событийным
Придя к мысли, что спорт больших инвестиций городу не соберет, участники встречи заговорили о потенциале туристической отрасли и роли Универсиады в ее развитии. «Конечно, турагентства от Универсиады тоже в выигрыше, я приветствую такое активное развитие города, пусть даже со спортивным уклоном, — начал Сергей Пасечник, директор туристической компании «Компаньон SP». — Но не стоит на этом останавливаться. Казани сильно не хватает природной составляющей в туристическом продукте. Хотя в Татарстане, по сравнению с распиаренными мировыми турами, богатейшая природа. У нас природа не обыгрывается, построили разве что горнолыжный курорт, гольфклуб и Камские Поляны». Инвестировать в облагораживание природной зоны могут, по его словам, и бизнесмены. «Но город должен создать условия, активнее рассматривать предлагаемые проекты», — отметил он.
Г-н Пасечник привел и ряд других идей, способных привлечь туристов. «Мы можем использовать национальный колорит, делать туры в мусульманские деревни», — предложил он. Ему возразил Евгений Зайцев: «Туризм не ключевая компетенция Казани. Мы не самый теплый город, и у нас нет пляжа, как в Сочи. У нас нет гор и минеральной воды, как на Кавказе. К нам массовый турист не поедет». Ему парировал Рамиль Мифтахов: «Но в Риме тоже нет минеральных вод, а турист туда едет. Давайте искать возможности». На что Азат Муртазин задал неожиданный вопрос — есть ли вообще условия для туризма в городе? Специалисты туристической отрасли наперебой стали рассказывать и о динамике прироста въездного туризма на 15-20% в год, и о потенциале, и о том, что во всех столицах мира, включая Париж, больше трех дней смотреть нечего.
Но самую интересную идею предложил не туроператор, а специалист рынка недвижимости. «Я жил какое-то время в Западной Германии, в городе Медебах. Там не было ни особых природных условий, и сам город, казалось бы, непримечательный, — рассказал Александр Кокорев, консультант компании «Тандем-Д». — Но градостроители создали в нем уникальный проект — город под
стеклом: аквапарк, теннисный корт. Разработали туристические маршруты. Например, прогулку на велосипедах по холмам. Ничего выдающегося. Но туда со всего мира едут туристы».
Среди возможных фишек Казани стали называть богатое культурное наследие. Но идею зарабатывать на культуре раскритиковал Валерий Коротков, музыкальный директор группы JIVE, соорганизатор фестиваля Kazan. Kremlin LIVE: «Казань в области культуры точно не является «третьей столицей»: в городе нет ни одной концертной площадки, которая была бы оборудована необходимой аппаратурой с точки зрения современной поп-музыки и хорошего джаза. В Казани нет ни одного постоянно действующего джазового клуба. Мы кичимся землячеством с Шаляпиным, которого никто в мире с Казанью не отождествляет. А у нас ведь сегодня нет молодых мастеров, которые являлись бы лауреатами международных конкурсов. Да, наш оперный театр выезжает на гастроли каждый год, но в основном всегда в Голландию, и это не является каким-то топовым событием. А больше ничего не происходит». Он отметил, что в городе большой концертный зал, но в нем акустика искажена настолько, что «серьезные люди там не могут выступать». Неужели вы думаете, что U2 или Стинг с симфоническим оркестром приедут в Казань? Вот вам, пожалуйста, целая область культуры, куда можно вложить относительно небольшие деньги, по сравнению с гонорарами хоккеистов, и привлечь огромное количество туристов».
Владимир Грицких решил повернуть тему иначе. «Мы все это время говорим про сферу услуг. Такое ощущение, что мы хотим, чтобы в Казани не зарабатывали, а тратили».
Лучше миллион производителей, чем два — потребителей
К 2030-2050 гг. население Казани должно увеличиться до двух млн человек. Таким образом, толчок к развитию получают те отрасли, которые нацелены на обслуживание этого населения, считает г-н Грицких. Например, среднее количество кв. м на человека будет 30 кв. м против нынешних 20-22 кв. м. Их нужно будет строить.
Владимир Грицких рассказал о рассматриваемом ранее способе увеличения населения: открыть город и начать переселять сюда пенсионеров, которые уехали когда-то на заработки на север страны, где газ, нефть: «Для меня это тупиковый путь. Я не хочу жить в городе, где одни пенсионеры». И добавил, что в Казани и без того наблюдается миграция молодого населения в соседние города. «Я не говорю уже про Москву. В Нижний уезжают, в Самару. Это очень плохой сигнал, — заметил он. — А люди в возрасте до 25 лет — это будущие потребители 65% новых рынков, товаров, продуктов. Для них мы должны проектировать город сегодня».
Эти слова заставили участников дискуссии заговорить о том, что городу нужен бизнес-контингент. Однако на потенциал активно обсуждаемого бизнес-сообществом и властями IT-будущего Казани надежды мало. «В республике создана программа «Интеллектуальный Татарстан-2020» и ряд других программ и направлений, в которых мы участвуем», — оптимистично начал Рамиль Миннизянов, коммерческий директор ONLINECONTRACT. Но аудитория большого потенциала в этих программах не увидела. Владимир Грицких парировал: «Нет смысла сегодня пытаться вскочить в уходящий поезд IT-технологий. Нам уже не стать там первыми».
«Казань — это научный центр. Мы можем начать проводить здесь бизнес-конференции, как делают многие города, некоторые даже специализируются на этом», — отметил Азат Муртазин. Несмотря на то, что с «научностью» города многие присутствующие не согласились, но за идею с бизнес-конференциями ухватились. «По форумам сразу скажу: решения о проведении тех или иных форумов принимают кулуарно», — расставил точки над i Сергей Иванов. «Лобби надо подключить», — подсказал ему г-н Муртазин. «Чтобы лобби подключить, надо его создать. А в вопросе крупных международных конференций нам приходится конкурировать с Москвой, Питером, Екатеринбургом», — пояснил заместитель министра. Кроме того, он сказал, что в Казани актуальна проблема нехватки площадок для таких форумов: «У нас есть только «Корстон» на 11 залов, и никакой альтернативы, которая соответствовала бы требованиям организаторов таких мероприятий».
Когда речь зашла о привлечении бизнес-туристов, г-н Грицких вновь напомнил, что город не то место, где потребляют, а то, где производят. «Поэтому пространство города должно быть обустроено так, чтобы сюда съезжались те люди, которые производят свой собственный продукт. Им должно быть в кайф здесь работать», — пояснил он. Как это сделать, никто из присутствующих не понимал, но идея нашла поддержку. «Надо найти новый драйв, — продолжал Владимир Грицких. — Например, мы должны все захотеть поднять тот же культурный уровень города, чтобы Стинг захотел сюда приехать. Или обустроить свои вузы так, чтобы их возглавляли обязательно нобелевские лауреаты. И мы должны потратить на это столько, сколько мы тратим на команды «АК БАРС» или «Рубин». Тогда и у нас будет создан свой Google.
Анна Саушина