Меню

Казанские инвестиционные компании занялись продажей бизнесов

Оба местных бизнес-брокера заключили партнерские договоры с московскими компаниями, от которых получат методологию работы и клиентскую базу. Компания «Элемтэ» начинает данное направление совместно

На казанский рынок «бизнес-брокериджа» вышли сразу два местных игрока: ИК «Элемтэ» и «Агентство инвестиций «I2B». До сих пор продажей готового бизнеса занимались в основном риэлторы, которые оценивали «товар» по его недвижимости. Теперь бизнес будут продавать, исходя из его рыночной жизнеспособности.

Оба местных бизнес-брокера заключили партнерские договоры с московскими компаниями, от которых получат методологию работы и клиентскую базу. Компания «Элемтэ» начинает данное направление совместно с «Банком Готового Бизнеса». А «Агентство инвестиций «I2B» стало представителем «Экспресс Групп». Казанские компании отказались от покупки франшиз и заключили с федералами партнерские соглашения.

В активе «Банка Готового Бизнеса» — более 70 завершенных проектов стоимостью от $30 тыс. до $15 000 тыс., а также более ста эксклюзивных предложений по продаже различных бизнесов и более 1 000 инвесторов. База «Экспресс Групп» насчитывает свыше 2 000 действующих предложений по продаже бизнеса и 1 582 заявки на покупку. Все проекты, находящиеся в базах федералов, будут доступны казанским предпринимателям.

Брокеры возьмутся за полную подготовку бизнеса к продаже. В проекте «Элемтэ» оценку продаваемого бизнеса или его доли проводят сами специалисты компании: оценивают предприятия, исходя из стоимости аналогичных объектов на рынке, или прогнозируют денежный поток (cash flow) предприятия, рассчитывая перспективную стоимость актива. «Агентство инвестиций «I2B» пока отдало оценку на аутсорсинг компании «Аудит и консалтинг», а юридические услуги — «Агентству Финансовой Безопасности», но в будущем намерено оценивать бизнесы самостоятельно.

Гонорар у обоих бизнес-брокеров составит 5-10% от стоимости продаваемого бизнеса, в случае многомиллионных сделок (более 50 млн руб.) сумма вознаграждения будет снижаться в разы.

По оценке участников рынка, многие бизнесмены из других регионов заинтересованы во вхождении в капиталы предприятий в Татарстане, и наоборот, казанские бизнесмены иногда предпочитают купить бизнес в Москве. Антонина Врублевская, генеральный директор «Агентства инвестиций «I2B», пояснила, что если московская компания находит клиента на покупку бизнеса в Казани, то передает казанскому партнеру за вознаграждение порядка 30% от суммы сделки. Возможно и обратное — казанское агентство передает партнеру клиента, желающего купить бизнес в Москве, и также получает свои 30%. В компании «Элемтэ» условия партнерского соглашения с «Банком Готового Бизнеса» пока не озвучивают.

Стоимость наиболее популярных у покупателей бизнесов невысока. Антонина Врублевская рассказала, что в основном предметами торга становятся бизнесы стоимостью около 3 млн руб. Среди них превалируют салоны красоты, аптеки, кафе. Закия Шафикова, генеральный директор ИК «Элемте», также отметила, что на начальном этапе компания готова работать с объектами различной стоимости, однако в будущем не исключена возможность ограничения приема объектов неким стоимостным цензом. «По опыту наших коллег, затраты брокера на организацию сделки вне зависимости от стоимости продаваемого бизнеса одинаковы, — рассказала она. — Чтобы не работать в минус, брокеры, как правило, берутся продавать объекты стоимостью от 1 млн руб.».

Сергей Фильченков, аналитик инвестиционной компании «ФИНАМ», рассказал, что покупателями бизнеса в регионах зачастую становятся профильные инвесторы, увеличивающие свое присутствие на рынке. Такие компании покупают небольших конкурентов ради их клиентской базы и технологий. Вторая группа инвесторов, по его словам, — крупные многопрофильные холдинги, которые диверсифицируют свой портфель вложений, вкладывая средства в растущие отрасли. Третья группа потенциальных приобретателей — частные лица, менеджеры компаний, ищущие выгодное направление вложения свободных средств или желающие создать свое дело. По оценке Олега Юдина, директора «Экспресс групп», большая часть сделок будет отнесена к первой и второй группам. Крупных продаж, относящихся ко второй группе, бывает порядка четырех в год.

Г-н Фильченков считает хорошим показателем для регионального бизнес-брокера организацию 5-7 сделок за год. Антонина Врублевская сказала, что в планах их агентства совершать 4-5 сделок в месяц.

До сих пор на казанском рынке продажей готового бизнеса занимались в основном агентства недвижимости. Предложения по продаже бизнеса были и у агентств «Сувар-недвижимость» и «Мегалит». Федеральные бизнес-брокеры работают напрямую из Москвы или через филиалы, например, компания Deloshop работает через казанскую компанию «Апельсин-авто». «Как и в России в целом, казанский рынок бизнес-брокеров находится в зачаточном состоянии», — отметил Сергей Фильченков. По его данным, в Казани ежегодно собственников меняют не менее 400 различных компаний. При этом на долю брокеров в Казани приходится не более 5% всех совершаемых сделок. Около 15% сделок проходит через риэлторов. В большинстве случаев собственники малых и средних предприятий продают свой бизнес самостоятельно — слишком высоки комиссионные посредников.

Однако потенциал у рынка высок: за последние три года объем российских сделок, проходящих через бизнес-брокеров, вырос на 30-40%. Эксперты ожидают, что число бизнес-брокеров в РТ будет расти.

«Агентство инвестиций «I2B» уже ведет несколько сделок, в частности, работает над продажей сети кафе-ресторанов «Fashion club-cafe». Среди клиентов «Элемтэ» — кадровое агентство, цементный завод в Казани, а также нефтебаза в одном из районов республики. Как рассказал владелец сети кафе-ресторанов «Fashion club-cafe» Александр Денисов, он выставил бизнес на продажу четыре месяца назад. Заявки подал одновременно в несколько риэлторских компаний, средний ценник которых — 5-7% от сделки. По оценке продавца, за это время к нему обратилось не более 15% от общего числа потенциальных покупателей. Александр Денисов надеется, что обращение к бизнес-брокерам ускорит процесс.

Закия Шафикова: «Чтобы оправдать трудозатраты, брокеры берутся продавать объекты стоимостью от 1 млн руб.».

Антонина Врублевская: «В основном предметами торга становятся небольшие бизнесы. Среди них превалируют салоны красоты, аптеки, кафе».

досье
ИК «Элемтэ»
Год основания: 1995.
Направления деятельности: брокерское обслуживание, вексельные программы, «интернет-трейдинг», доверительное управление, информационное консультирование, бизнес-школа.

Компания «Банк Готового Бизнеса»
Год основания: 2005.
Направления деятельности: юридическое сопровождение сделок купли-продажи готового бизнеса, структурирование сделок, консалтинговые услуги, связанные с подбором готового бизнеса, инвестиционных проектов, экспресс-оценкой стоимости бизнеса, налоговым консультированием проведения сделок, а также прямое финансирование.
Источник: данные компаний.

досье
Компания «Агентство инвестиций «I2B»
Год основания: 2004.
Направления деятельности: бизнес-брокеридж, ранее занималась развитием собственных бизнесов с целью последующей продажи. Помимо «Экспресс Групп», сотрудничает с системами «БизТерминал» и «Biz-Broker».

Консалтинговый центр «Экспресс Групп»
Год основания: 2003.
Направления деятельности: услуги по продаже и покупке бизнеса, юридические, оценочные и консалтинговые услуги. Партнерство с «Агентством инвестиций «I2B» — первый региональный опыт компании, ранее компания лишь участвовала в отдельных сделках продажи бизнеса за пределами Москвы, в том числе во Владимирской области.
Источник: данные компаний.