В декабре в Лондоне под руководством казанского бизнесмена Артема Крамина открылось свободное пространство «Циферблат» - абсолютно новое направление HoReCa для Великобритании и европейского бизнеса.
Как рассказал казанский предприниматель в интервью ТатЦентру, желание открыться в Европе было затяжным и долгожданным, но, несмотря на маленькие сроки, уже приносит свои плоды.
«Для меня всю сознательную жизнь открытие своего дела в Лондоне было какой-то несбыточной мечтой. А здесь так сложились звезды, что все удалось. Лондонский проект мы делаем совместно с Иваном Митиным, который всю эту тему с Циферблатами и придумал, - рассказывает в интервью Артем Крамин, владелец свободного пространства «Циферблат» в Казани.
По словам предпринимателя, при прозрачности бюрократических препон и государственных требований при оформлении бизнеса в Великобритании, чопорность и нерасторопная дотошность местных властей требует от русского человека стальных нервов и железной выдержки.
«От создания бизнеса в Лондоне – двоякое впечатление: бумаги от государства делаются хоть и не мгновенно, но в срок и предсказуемо, зато очень большая волокита, связанная с оформлением аренды. Очень медленно и дорого делается все, что требует приложения рук: водопровод и мелкий косметический ремонт, - поясняет г-н Крамин. - Аренда, кстати, не такая большая, как могла бы быть. Дешевле, чем в Москве. Продукты и прочее стоит примерно так же, как и в Казани. Итого получается, что, в целом, все стоит не дороже чем у нас, кроме ручного труда. Он реально золотой».
Несмотря на то, что подобный проект в Европе - не новшество, но при этом именно «Циферблат» сорвал большой куш на западе.
«С самого открытия в Лондоне к нам приходит большое количество людей с ноутбуками для того, чтобы спокойно поработать. Для этого нам было достаточно дать посетителям тихое и недорогое место. В Казани мы пытались делать дневной коворкинг, но из этого мало что получалось. И после такого опыта сейчас я точно могу сказать, это был казанский «мартышкин труд», - резюмирует Артем Крамин. - В Лондоне мы хотим сделать место, где вообще не будет персонала, где гости сами записываются на доску, сами моют посуду и прочее – это наш социальный эксперимент и пока все работает, как часы».
Кроме отказа от найма персонала для обслуживания посетителей в Лондоне, нововведением антикафе стал способ оплаты.
«Никто никогда не открывал заведение с подобной системой оплаты в Европе - мы первые, - утверждает бизнесмен Крамин. - Хотя, на самом деле, все намного тоньше, чем просто три пенни в минуту. Это место для общения, человеческие взаимоотношения. И самое удивительное то, что англичане это очень хорошо чувствуют».