Федеральная сеть книжных магазинов «Буква» покинула столицу РТ. В процессе «оптимизации» находится и крупная местная сеть —«Книжный двор». Компания закрывает большой магазин в Московском районе города
Сеть «Буквы» в Казани была представлена двумя магазинами — на пешеходной улице Баумана и в ТЦ «Парк Хаус» на проспекте Ямашева. Расположение было очень удачным, однако укрепиться в регионе «Букве» помешали события за пределами столицы РТ. На федеральном уровне сеть отделилась от издательства «АСТ» и теперь проводит оптимизацию в регионах. К слову, Казань оказалась не первым городом, где закрывались магазины «Буквы». Ранее, в июне‑июле 2012 г., был закрыт ряд магазинов сети в Омске и Кирове. В столице РТ оба магазина закрылись с интервалом всего в 4 дня.
Между тем, это не единственная «оптимизация» на книжном рынке города. Крупная местная сеть «Книжный двор» закрывает магазин на Декабристов. Также во второй декаде августа центральный гипермаркет сети, ранее располагавшийся в ТРЦ «Сувар Плаза», переехал в торгово-офисный центр «Караван». Площади гипермаркета сократились вдвое — с 1,5 тыс. кв. м до 750 тыс. кв. м. Ровно 2 года назад гипермаркет уже проходил подобную оптимизацию, только тогда, что любопытно, он, наоборот, переезжал из «Каравана», где занимал с 2005 г. по 2010 г. помещения на нескольких этажах общей площадью в 3 тыс. кв. м, в «Сувар Плазу». Ранее «Книжному двору» пришлось закрыть магазин в Альметьевске и один из двух магазинов в Набережных Челнах. Сеть значительно сократила свое присутствие на местном рынке, хотя еще в середине 2000-х гг. считалась крупнейшим игроком Поволжья.
Несмотря на то, что оптимизация «Буквы» и «Книжного двора» происходит практически одновременно, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин не склонен драматизировать ситуацию. По его мнению, пока не стоит искать в последних событиях с федеральным и местным игроками книжного рынка тревожный сигнал для остальных участников. С другой стороны, отмечает эксперт, в целом российский рынок печатной продукции за последний год продемонстрировал довольно неважные результаты.
«Я не думаю, что подобные изменения действительно свидетельствуют о каких‑либо качественных изменениях на локальном книжном рынке Казани, — говорит собеседник «ДК». — Хотя в целом, конечно, можно отметить, что, несмотря на восстановление в 2010‑2011 гг., ситуация на рынке остается довольно сложной. Темпы роста продаж остаются невысокими. Так, по данным Росстата, продажи книг, газет и журналов в РФ в 2011 г. в номинальном денежном выражении выросли на 12%, что с учетом инфляции сравнительно слабый показатель».
По мнению г‑на Клягина, ключевыми факторами низкой динамики роста являются «общее снижение потребления книжной продукции, в том числе на фоне низкого уровня жизни, а также растущая конкуренция со стороны новых технологий и альтернативных каналов доступа к информации» — в первую очередь, сети Интернет и различных электронных устройств.
Согласно различным экспертным оценкам, объем российского книжного рынка составляет около $3 млрд. Причем около 30-40% от общего объема продаж приходится на долю специализированной сетевой розничной торговли, а суммарное количество книжных магазинов, опять же по различным оценкам, составляет 3-3,5 тыс. объектов. Книжный рынок РТ, полагает г‑н Клягин, занимает в общероссийском объеме продаж долю всего в 1-1,5%. На книжный рынок Казани, по его мнению, приходится и того меньше — около 0,5%.