Леонид Барышев, совмещает политические и деловые амбиции. Он говорит, что поставил цель достижения холдингом оборота в $1 млрд, и планирует этой цели добиться в ближайшие два года.
К своему 15-летию ЗАО «Эссен Продакшн АГ» подошло с оборотом в 21,5 млрд руб.: 13,1 млрд. руб. приходится на сеть гипермаркетов «Эссен» и 8,4 млрд - на производство, которое в этом году приросло двумя кондитерскими линиями.
Добавил бизнесу сладости
В декабре 2012 года ЗАО «Эссен Продакшн АГ» запустило в коммерческую эксплуатацию кондитерское производство, общая стоимость проекта которого составляет 100 млн. евро. На сегодняшний день в производство вложено 1,15 млрд руб., 35% из которых компания вложила сама, а оставшуюся сумму заняла у «АК БАРС» банка, Сбербанка и банка «ЮниКредит». Это направление холдинга, с которым к 2015 г. Леонид Барышев планирует войти в России в тройку лидеров по производству вафельных конфет.
- После того, как в Казани закрылась легендарная фабрика «Заря», местные производители кондитерским производством не интересовались. Почему вы решили выйти на этот рынок?
- На сегодняшний день рынок кондитерских изделий высокорентабельный и растущий. По продажам в собственной сети гипермаркетов мы видим, что в Татарстане спрос на кондитерскую продукцию растет, и больше начинают покупать шоколадных и сложных кондитерский изделий, а не простых карамелек, как раньше. И для меня это самый точный индикатор рынка. Кроме того, я не вижу неудач крупных игроков на рынке кондитерских изделий. Старые производства, которые попали в кондитерские объединения, живут и здравствуют, и даже при минимальных изменениях ассортимента, остаются прибыльными. А новые, которые сейчас открываются не в мини-цехах в подвалах, а на западном оборудовании, - все достаточно конкурентоспособны.
- Какие прогнозы на собственный успех?
- В сети гипермаркетов «Эссен» наша продукция продается очень хорошо - мы заняли 12% объема продаж в них. Мы предполагаем, что в другой рознице 2% займем легко. Для этого мы подключили дистрибьюторскую сеть «Эссен Продакшн» из 64 компаний в 64 регионах, которые должны обеспечить нам к сентябрю достаточную дистрибуцию для продажи всего ассортимента. Мы ведем переговоры с крупными федеральными сетями, через месяц уже будет понятен уровень продаж, в том числе в Поволжье, который у нас в приоритете как в ситуации, когда мы начинали майонезную экспансию. Здесь мы имеем меньшее сопротивление и больше преимуществ.
- Кого вы считаете конкурентом на своем рынке?
- В том сегменте, в котором мы работаем, доминируют украинские производители. Хороший рост показывает молодое современное предприятие «Славянка» и украинские филиалы «Рошена» и «Конти», которые строят заводы в России. Пока «Эссен» этим заводам не конкурент (наш завод – это лишь 1/10 всего объема их производства), они для нас ориентиры по цене, качеству, дистрибуции. И мы идем параллельными курсами. У них очень хорошо получается «окучивать» юг и центральную часть России. Поволжье, Урал и Сибирь остаются за нами. Между тем у нас есть намерение в дальнейшем развивать «кондитерку» с оглядкой на европейские образцы. Потому что на западе сейчас рождается очень много сложных кондитерских изделий, которые еще в Россию не зашли, не сформировали рынок. Это для меня очень интересно, я слежу за каждой новинкой «Ферреро Роше». Для России «Ферреро Роше» – это «Рафаэлло» и «Ферреро», хотя в Европе они представлены огромным ассортиментом, который в будущем может быть актуален для России. Кто более технологичен тот и выиграет, поэтому мы ведем переговоры со всеми производителями оборудования, для того чтобы они нам предоставили самые современные образцы, которые в Европе сейчас востребованы.
- Считаете ли вы «Булочно-кондитерский комбинат», который заявил о выходе на рынок кондитерских изделий почти одновременно с вами, потенциальным конкурентом?
- Стратегия «БКК» больше похоже на путь «Коркунова» - они заявили ассортимент из сегмента примерно в 1,5 раза дороже, чем наш. Он требует более тщательной проработки маркетинга и другого рода дистрибуции. Но я думаю, что он может стать дополнением нашего кондитерского ассортимента. Мы даже с «БКК» обсуждаем последующее объединение дистрибуции.
- По вашему другому направлению – производству соусов - уже многие годы идет война с Казанским жировым комбинатом. На какой стадии конфликт?
- Мяч на нашей стороне. Если пять лет назад КЖК на каждом углу кричал что «снимут» с нас 2 млрд. руб., то сейчас обратная история. У нас есть великолепная возможность эти «условные» два миллиарда «снять» с них. Чем мы и занимаемся.
- С 2007 г. было много возможностей договориться. Ваш конфликт выглядит со стороны как личная, а не бизнесовая история…
- История, наверное, уже касается амбиций и принципов. Действительно, в течение этого скандала было несколько попыток договориться. Принципиальность сторон не дает возможность сдвинуться ни на йоту. Буквально две недели назад была достигнута договоренность, которую в очередной раз нарушила компания КЖК, поэтому история продолжается. Я думаю, что здесь это конфликт поколений: ГК «Нэфис» представляет другое поколение бизнесменов, которое пришло на Олимп элит раньше нас лет на 10. Я не думаю, что они добровольно будут с этого Олимпа уходить. Поэтому любое появление сильных личностей и фигур будет их раздражать. Вот точно так же, скорее всего лет через десять появятся молодые львы, которые будут на наше место покушаться. И мы будем к ним негативно относиться, будем как бабушки у подъезда бурчать на модно одетую молодежь с плеерами в ушах. Я думаю, что это больше с этим связано, так как «Нэфис» более древняя структура. С ними нам принципиально тяжело договорится, потому что менталитет и возраст разный.
Пришел во власть за новыми впечатлениями
В 2009 г. Леонид Барышев принял участие в выборах в парламент Татарстана и добился кресла депутата Госсовета с результатом 58,2% голосов. Он не скрывает, что рассматривал возможность баллотироваться и в Госдуму, но не готов для этого оставлять бизнес.
- Почему вы решили пойти в политику?
- У нас с Вадимом (Вадимом Махеевым – партнером Барышева – ред.) был небольшой дискомфорт, когда мы варились в собственном соку в Елабуге и находились в некой отдаленности от центра принятия решений. Мы посчитали, что готовы попробовать себя на поприще Госсовета. Хотя в итоге мы не приобрели никаких реальных рычагов ни лоббирования, ни власти, мы получили глубокий толчок изнутри. Появилось самосознание, что мы теперь имеем чуть больше ответственности, поскольку выступаем не просто как бизнесмены, а отвечаем за территорию и людей, которые оказали нам доверие.
- Удалось ли пролоббировать какие-то вопросы?
- Честно говоря, я за уменьшение влияния крупного бизнеса на власть и лоббирования его интересов через Госсовет. Как соавтор некоторых законодательных статей сейчас активно работаю с Министерством экономики, делаю аудит закона по инвестиционной деятельности Татарстана, в котором много белых пятен, позволяющих по-разному его интерпретировать, что дает лоббистским структурам много возможностей.
- Как сильно, по-вашему, политика влияет на бизнес в Татарстане, есть какие-то правила игры?
- Я думаю, что на малый и средний бизнес больше влияет не столько политика, сколько эмоциональный климат. Очень часто люди жалуются не на законы или на политику, а на конкретных чиновников. Поэтому политика по большому счету влияет только на крупный бизнес, где есть большие деньги, начиная с $1 млрд.
- В 2009 г. вы перевели юридическое лицо в Самарскую область, и власть заподозрила вас в желании оптимизировать налоги…
- Я ни разу от власти не слышал такого отношения, за исключением нескольких высказываний вице-премьера Равиля Муратова. Тем более что все налоги, которые мы платили, мы продолжаем платить в Татарстане. И сколько раз мы встречались, никогда не было к нам таких претензий, что мы чего-то не доплачиваем республике.
- В связи с высказываниями г-на Муратова о том, что ваша компания практикует «конвертную систему оплаты труда» и «не производит налоговые отчисления» вы обращались в суд. Чем закончился конфликт?
- Он разрешился нашей победой в апелляции. Муратов, исполнив решения суда, не подавал на кассацию. В принципе ни у меня, ни у него, наверное, не было желания продолжать эту публичную историю. Тем более что ничего хорошего она никому не дала. Но как урок тем людям, которые за этим наблюдали, мне кажется, он был более чем полезен. В любом случае после этого прецедента мы можем сказать, что правовая позиция всегда важнее, чем «понятия» чиновников.
- Вы известны как человек, который часто высказывается о том, что другие даже остерегаются комментировать. Вам это мешает или помогает?
- Я стараюсь не мешать бизнес и личные заявления. Не все, что заявляю я лично, является позицией моего бизнеса.
- Кем видите себя в будущем: политиком или бизнесменом?
- Было много разговоров о том, что у меня есть амбиции на Госдуму, и предложения от политических партий по интегрированию в их политические структуры действительно были. Но за последние несколько лет я четко увидел свои перспективы: я не готов идти дальше Госсовета. Я не готов назвать себя политиком даже республиканского уровня, я больше бизнесмен. Поскольку закон запрещает совмещать бизнес и депутатство в Госдуме, я не готов сейчас отказаться от своего дела ради политических амбиций.
Миллиард как граница успешности
Амбиции «Эссена» направлены в настоящее время на розницу. В апреле 2013 г. Татарстанское УФАС одобрило приобретение ЗАО «Эссен Продакшн АГ» акций «Торгового дома «Камилла», сеть которой включает 59 магазинов в Набережных Челнах, Менделеевске, Нижнекамске, Заинске и Казани.
- Какие задачи по развитию всех направлений деятельности вашего холдинга вы ставите?
- Наш бизнес делится на три части, это производство, ритейл и недвижимость. По планам, которые мы себе определяем раз в три года, в настоящее время в приоритете развитие сети гипермаркетов «Эссен». В ближайшие 2-3 года мы должны увеличить оборот в «рознице» до $1 млрд. Сегмент бизнеса «управление недвижимостью» находится у нас уже в зрелой стадии, и в нем у нас очень задел в виде хороших арендных ставок. Мы начинаем реализовывать ряд крупных и доходных проектов. Это ритейл-парк «Яшьлек» и торговый центр в Йошкар-Оле. «Яшьлек» – это большая территория Ритейл-Парка, которую мы изначально с запасом брали для «Эссена». Мы планируем очень большие вложения в инфраструктуру и продвижение этого проекта. В настоящее время ведем переговоры с банками и арендаторами. Проект в Йошкар-Оле на стадии первоначальных работ. Мы ожидаем от него также хорошей доходности, которая повысит доход всего дивизиона, и к концу 2014 г., думаю, доходы от недвижимости сравняются с доходами производства. Что касается нового кондитерского направления, в 2013 г. мы будем работать над ассортиментом по двум линиям, и смонтируем третью в июле. Надеемся, что в ноябре-декабре удастся выйти на рынок с определенным рабочим ассортиментом. На полную мощность производство должно выйти к концу 2014 г., и за 5,5 года мы планируем окупить инвестиции в проект.
- Оборот холдинга за 2012 г. вырос на 16%. На ближайшую перспективу какие задачи ставите?
- Выручка холдинга за 2012 г. составила 21,5 млрд руб., из которых 13,1 млрд руб. приходится на сеть гипермаркетов «Эссен» и 8,4 млрд руб. - на производственное направление. Один из личных критериев, по которому я когда-то определил свою успешность - это оборот в $1 млрд по розничному направлению и по полмиллиарда по производственным активам. Эту цифру мы к моим 42-м годам достигнем (Леониду Барышеву исполнится 42 в 2016 г. – ред.).
В №9 от 15 апреля в печатной версии интервью была допущена неточность. В досье Леонида Анатольевича в графе "Семейное положение" следует читать "воспитывает сына и дочь".