Леонид Барышев считает, что на пути к успеху не нужно бояться ошибок. А взлет своей компании связывает с удачей. Принципы успеха и секрет правильной мечты - он объяснил на форуме "Взгляд в будущее".
Генеральный директор "Эссен Продакшн АГ" Леонид Барышев считает, что смог добиться успеха в бизнесе только благодаря удаче. На форуме малого и среднего предпринимательства "Взгляд в будущее" в Казани он рассказал, как нужно выстраивать отношения с чиновниками, чтобы сохранить свободу, и почему он хочет сделать из "Махеева" ретро-бренд. DK.ru публикует фрагменты выступления бизнесмена в рамках мастер-класса "История успеха".
Начать в нужное время
Моя удача в бизнесе связана с тем, что я родился в нужное время. Знаете, 80% успеха нашей компании - это просто удача. Мы начали в 1998 г., но, если бы мы начинали сегодня, то был бы совсем другой результат.
Когда мы стали производить майонез, то поняли, что этот сегмент может расти бесконечно. Не было ни одного дня, чтобы нам его хватало, и мы даже не понимали, где потолок, поэтому просто занимались тем, что инвестировали. И потолок поднимался в течение всех десяти лет.
Однажды нам вернули весь майонез, произведенный за месяц, просто потому что с ним что-то произошло. Если бы это случилось сейчас, то для компании это был бы крах. А тогда мы все слили в канализацию, залили новые баночки, и рынок просто сказал: «Отлично, давайте еще!».
Это было просто уникальное состояние рынка - время диктовало условия. Я сейчас поражаюсь предпринимателям, которые что-то начинают делать - ведь рынок перенасыщен. Я думаю - а что сегодня должен сделать мой сын, даже если я ему дам 10 млн долларов, чтобы он просто не потратил их зря?
Потому что сейчас нет такого рынка, который рос бы так же стремительно, как потребительский рынок России в последние 20 лет. Такое никогда не повторится. Нам просто очень сильно повезло. И то, что я сегодня могу учить кого-то, это потому, что я 20 лет получал опыт .
Но 20 лет назад я был идиотом. И мне хватило этого времени, чтобы набраться знаний. Был рынок, который все прощал. Сейчас он не простит таких ошибок.
Бизнес требует жертв
Я пропустил взросление моих детей. Может быть, я плохой отец в этом плане, но я могу сказать, что я им обеспечил хорошее образование. Но на самом деле я понимаю, что это - та жертва, которую мы выбираем. Не бывает, чтобы ты был и успешным предпринимателем, и одновременно успешным семьянином.
Если у вас хорошие отношения с женой, и она это понимает, то она компенсирует детям ваше отсутствие. Она не будет это выпячивать, делать трагедию. А когда к тебе отношение с претензией, то ничего хорошего из этого не выйдет. Главное, чтобы вам повезло с женой.
Мы с Вадимом Махеевым партнеры уже двадцать лет. Партнер - это как жена: у вас общие "дети", с "алиментами" вообще проблема, поэтому если ты с партнером сошелся, будь готов быть с ним всю оставшуюся жизнь. Это как приговор. Но у нас были и сложные периоды в отношениях.
Самое главное - разделить зону ответственности. Вы с партнером не можете отвечать за одно и то же. Это нужно, чтобы меньше встречаться. Мы с Вадимом Махеевым видимся только на совещаниях, посвященных финансовой деятельности компании. Я не лезу в его бизнес-вопросы, он не лезет в мои.
Приходится объяснять, что, извините, мой бизнес никак с вами не пересекается. А потом появляются чиновники. И, когда у тебя начинается масштабное производство, они заявляют: «Извини, но ты же под нашим крылом поднялся!».
Я сразу объяснял, что ничего платить не буду. Наша проблема в том, что мы ничего не платим никогда. Мы считаем, что никто никому ничего не должен. Но всегда появляются люди, которые начинают говорит – мы тебе так помогали! Я говорю - пожалуйста, список составьте той помощи, которую вы оказали.
Каждый чиновник думает, что ты ему что-то должен только потому, что родился в его городе.
Многие предприниматели, в том числе и Сергей Галицкий, занимают такую же позицию, как и я. Они говорят – я плачу налоги, и я никому ничего не должен. А то, что я помогаю спорту, это моя личная инициатива.
Это не значит, что я должен еще «тянуть» всю Федерацию футбола (Сергею Галицкому принадлежит футбольный клуб "Краснодар" - DK.ru). Если у меня возникает желание что-то сделать, я это делаю только потому, что хочу. Когда у тебя появляются серьезные деньги, все сразу начинают думать, как твои деньги потратить. Для меня придумали уже волейбольный клуб «Динамо», я думаю, достаточно.
Я захотел построить ледовый каток, я построил, захотел построить церковь - построю. Не так, чтобы кто-то за меня это решил. И все конфликты построены именно на этом. Я считаю, что главное свойство предпринимателя – быть свободным. Если ты не свободен, и за тебя кто-то решает, когда ты будешь предпринимателем, а когда – меценатом, тебе нужно быть чиновником.
Многие бизнесы, которые обязаны чиновникам, потом за счет чиновников и держатся. Потому что если тебе помогают чиновники, они начинают думать, что ты их собственность, и что-то из того, что ты зарабатываешь, принадлежит и им.
Многие предприниматели поступают хитро. Они говорят: «Мы же вам принадлежим, значит, наши долги – ваши долги». И потом в министерствах проходят заседания, где решают, что делать с этими долгами, подыскивая крупные компании, которые могли бы взять на себя долги. Главные "терпилы" этих долгов – «Внешэкономбанк», «Сбербанк», «ВТБ». Обратите внимание, сколько у них таких должников.
Это компании тех самых предпринимателей, которые с чиновниками дружат. Конфликты – это такой жизненный принцип – или ты платишь, или не платишь.
Мечта - это четко сформулированная цель
Главное открытие моей жизни в том, что счастья нет. Однажды я выступал перед молодыми людьми и у меня спрашивали, есть ли у меня мечта. Мечты нет - есть путь. Допустим, ты захотел купить машину определенной марки. И пока ты идешь по этому пути, ты счастлив. Но когда ты ее купил, все кончается, потому что ты достиг, получил ее. Ты уже новую цель перед собой ставишь. Можно сказать, что мечта – это способ самомотивации. И проблема в том, что ее нужно рисовать достаточно реалистично, чтобы у тебя был путь.
Меня очень вдохновляет архитектура. В своих поездках я всегда обращаю на это внимание. Я мечтаю в Елабуге построить хорошие, красивые дома. Моя мечта - оставить в городе что-то, что точно будет стоять, и люди будут на это смотреть.
Сейчас же мы ходим и смотрим на институт Стахеева (купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, коллекционер живописи - DK.ru). Он только называется пединститут, но все люди знают, кто его построил. Если у меня хватит сил, энергии и здоровья, то я, наверное, построю школу, на которую все будут смотреть и которая простоит лет двести.
Это должен быть социальный проект. Он должен быть гордостью не для того, кто его построил, но и чтобы люди говорили: а у нас в Елабуге есть такое здание. Моя мечта - оказаться в одном ряду с такими людьми, как Стахеев.
Не бояться проигрывать
Есть несколько видов бизнеса. Один – когда информация открыта, и люди знают, сколько ты зарабатываешь. Второй - когда все хотят узнать, где деньги. Я, наверное, к первому виду отношусь. Мне хочется, в первую очередь, создавать продукт, но чтобы он приносил прибыль. Не бывает такого, чтобы одновременно была и доля рынка, и большие прибыли.
Нужно выбирать. Поэтому очень успешные рыночные продукты, в основном, низкомаржинальные, и там весь доход на обороте. Я не скажу, что мои продукты гиперприбыльные, но на тех оборотах, которые мы делаем, это вполне приемлемый доход.
Главное – не бояться проиграть. Потому что всех, в основном, сдерживает боязнь неудачи. Чем больше вы проживаете неудач, тем больше ваши шансы на выигрыш.
Жизнь – это рулетка, и рано или поздно вы все равно попадете в нужные цифры. Чем жизнь отличается от рулетки, так это тем, что в рулетке каждый раз новые цифры выпадают, а в жизни – она очень долго в одну точку бьет. Вы все равно найдете ту точку, в которую нужно «бить».
Основная проблема в том, что люди, например, поставили на цифру «12» в бизнесе, а у них не получилось. Они думают: «все, я неудачник», я больше ничем заниматься не буду. И второе – это не расслабляться, когда приходит успех. Обычно, когда ты утром просыпаешься счастливым человеком, в обед что-нибудь обязательно произойдет.
Чтобы мотивировать молодежь, им нужно рассказывать страшные истории. Вдохновенно – про своих одноклассников. Когда мы заканчивали школу, мы писали сочинение, каким мы видим свое будущее. И все пишут такие веселые истории.
А потом, через десять лет, ты разговариваешь с этими людьми, и спрашиваешь - а кто ты сейчас? И в 90% случаев оказывается, что дела у них складываются не лучшим образом. Ты задаешь своему ребенку вопрос: «Что случилось с этими людьми? Они были так же уверены, как ты, что все в жизни получат на блюдечке с золотой каемочкой!»
Вовремя избавиться от иллюзий – это большая проблема, потому что мы сами эти иллюзии поддерживаем. И мы своим детям рассказываем: «Да ладно, у папы денег хватит». А нужно всегда страшные истории рассказывать: «Представь, если папа шел как-то через дорогу, и его сбила машина. Что ты будешь делать?».
Страх – единственный мотиватор. Единственное, что у молодых людей гормональная система построена так, что они еще ничего не боятся вообще.
Не менять самому лампочки в туалете
Самым трудным для меня всегда было научиться передавать полномочия. Ты привыкаешь, и тебе кажется, что ты все делаешь лучше, чем остальные. И в какой-то момент ты начинаешь работать на износ, потому что пытаешься все за всех сделать. Вплоть до того, что лампочки в туалете менять самостоятельно.
В какой-то момент приходится соглашаться со снижением эффективности бизнеса для того, чтобы передать полномочия. Нужно признавать, что кто-то сначала будет делать работу хуже, чем ты. Но если ты не дашь ему возможность попробовать, он никогда не научится. Понятно, что это не будет то совершенство, к которому ты стремишься, но это неизбежно.
Есть определенная стоимость твоей жизни – сколько ты зарабатываешь в час. Наверное, в какой-то момент ты начинаешь понимать, что можно нанять любого специалиста, который сможет делать любую работу за тебя. И вот стоимость этого специалиста это и есть твоя оценка себя, потому что в этом случае разница в цене - это то, в чем тебе придется его дообучать.
Стать ретро-брендом
Я думаю, что рынок России консолидируется, и останется только несколько брендов. Не бывает в мире такого разнообразия брендов, как у нас. Наша задача – сделать так, чтобы «Махеев» оказался в тройке лидеров. Если нам это удастся, то мы станем ретро-брендом. Это когда два поколения знают этот продукт.
Ну, а если я воспитаю три поколения людей, которые будут выбирать наш майонез для новогодних салатов – вот это точно бренд.