Меню

Лев Бухгейм: Обойдемся без господдержки

Новосибирский предприниматель Лев Бухгейм с партнером Андреем Бекаревым сделали ставку на производство светодиодных светильников, спрогнозировав передел этого рынка после грядущего изменения ГОСТа.

Они рассчитывают, что уже через три года оборот их нового завода составит 1 млрд руб. Несмотря на молодость, Льва Бухгейма можно назвать предпринимателем со стажем. С 2002 г. он работает в партнерстве с известным бизнесменом Андреем Бекаревым (акционер банка «Восточный экспресс», совладелец фармацевтической компании «Саентифик фьючер менеджмент»). Вместе с ним г-н Бухгейм был соучредителем интернет-провайдера «РИСС-Телеком». Компания активно развивалась, и в 2007 г. ее купил бельгийский оператор Effortel. Сумму сделки партнеры не раскрывают, по оценкам аналитиков, она составила $4-5 млн.

Ставка на светодиоды

На этом сотрудничество партнеров не прекратилось. В 2008 г. они основали инвестиционную компанию с амбициозным названием «РосТехнологии», которую вновь возглавил Лев Бухгейм. Основным направлением ее деятельности стали вложения в инновации в сфере IT и ЖКХ. Работа с коммунальщиками не задалась «из-за административных барьеров». Поэтому партнеры сосредоточились на производстве светодиодных светильников и рекламных конструкций, создав завод Lampyris.

Почему вы решили заняться производством светодиодных светильников?

Лев Бухгейм

Генеральный директор
ИК «РосТехнологии»
Родился 8 августа 1979 г. в Новосибирске.

Образование: Томский университет систем управления и радиоэлектроники.

Карьера:
1999-2002 гг. — генеральный директор компании «Академ ком»;
2002-2010 гг. — генеральный директор компании «РИСС-Телеком»;
с 2010 г. — генеральный директор ИК «РосТехнологии».

— Уже больше двух лет в обществе обсуждается тема энергосбережения. А в прошлом году началась национальная программа энергосбережения, прекращаются продажи «прожорливых» лампочек Ильича. Государство занялось маркетингом энергосберегающих технологий, а руководители предприятий начали понимать выгоду от замены осветительных приборов.

Проанализировав ситуацию год назад, я понял, что в нашей стране светодиодные светильники производят в основном кустарным штучным образом в «гаражах» либо выпущенную в Китае продукцию привозят и выставляют под собственным российским брендом. Сейчас стало очевидно, что с выходом нового ГОСТ Р по светодиодному освещению большая часть светильников, представленных на рынке, будет запрещена к использованию в России, и в результате обострится вопрос с их производством в нашей стране.

Предприятие заработало через полгода после старта инвестиций. Расположено оно в цехах бывшего завода «Вега» в Бердске, которые мы специально выкупили под этот проект. Светильники выпускаются по разработанной нами технологии «тонкий свет». Мы выбрали самое массовое и не зависящее от государственных программ направление — замену светильников «армстронг» и ламп Т16. Общие затраты составили около $5 млн собственных средств. Объем заказов каждый месяц увеличивается примерно в два раза. Основные потребители приобретают наши светильники для офисного, торгового и складского освещения.

Свет в конце кредита

Государственный «маркетинг энергосберегающих технологий» убедил не только Льва Бухгейма — производством светодиодов в Новосибирске занялись и другие компании. Крупнейшие из них — резиденты Технопарка Новосибирского Академгородка — НПО «Дюма» и САНТ. И если «Дюма» было основано на производственных мощностях Института прикладной физики специально для изготовления светильников, то для САНТ, зарабатывающей на сборочном производстве и печати плат, светодиодное направление — скорее дополнительное.

Обе компании видят рынок в модернизации сферы ЖКХ и в муниципальных контрактах. Так, «Дюма» сделало упор на работу с управляющими компаниями, это позволило установить светодиодные светильники уже в 20 домах. САНТ специализируется на уличном освещении — начав с фонарей перед корпусом технопарка, сейчас компания установила светильники по дороге в аэропорт Толмачево. Владимир Сутягин, директор САНТ, рассчитывает, что инноваторам поможет муниципальный заказ на освещение городских улиц.

Lampyris на ЖКХ и муниципальные власти надеяться не хочет — г-н Бухгейм говорит, что будет работать на тех рынках, где меньше коррупции.

Если управляющие компании не хотят покупать более дорогие светильники, то как убедить бизнесменов это сделать?

— Планируя продажи, мы разработали специальную схему финансирования. Договорились с МДМ Банком о кредитовании покупателей наших светильников. В этом случае залогом выступали сами светильники, а мы готовы были стать поручителем по кредиту. По нашим расчетам, выплаты по кредиту сроком на пять лет примерно соответствуют экономии на электроэнергии и эксплуатации светильников. Такая схема отлично подходит крупным заказчикам, однако мелким и средним она не очень выгодна, поскольку банк применяет к ним стандартные процедуры кредитования.

Инновации на свой страх и риск

Несмотря на то что Lampyris официально является резидентом Технопарка Новосибирского Академгородка, Лев Бухгейм уверяет, что особых преимуществ это компании не дает. По его словам, реальные арендные ставки в Академпарке с учетом сервисных сборов не уступают бизнес-центрам.

Как вы оцениваете государственные программы развития малого и среднего бизнеса?

— Пока меры поддержки предпринимателей не слишком эффективны. Например, для нас не подходит ни одна из них — субсидии по банковским кредитам нам не нужны, потому что мы делали проект на собственные деньги. Реальной поддержкой было бы снижение единого социального налога, налога на добавленную стоимость или таможенных ставок.

Недавно по просьбе Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области я участвовал в разработке схемы финансирования инновационных компаний. Предложил на базе одной анкеты сразу, без дополнительных рассмотрений, массово выдавать под гарантии фонда кредиты в среднем в размере 3 млн руб. на юридическое лицо. Будет очень хорошо, если такая схема заработает.

Какой бизнес сейчас показывает наибольшую доходность?

— Если вы преследуете цель быстро и без риска заработать деньги, то в инновации идти не надо.

Те, кто занимается инновационным бизнесом, делают ставку на будущее. Инвестиции в инновационные предприятия покажут хорошую доходность в длительной перспективе. Мы мыслим стратегически — с постепенным ростом тарифов на электричество и полной отменой ламп накаливания у нас значительно прибавится заказов, следовательно, доходность существенно вырастет.