Доля малого и среднего бизнеса в ВРП республики с 2009 года по настоящее время не превышает 25%. И хотя этот же показатель по России составляет 21%, татарстанские власти намерены увеличить цифру вдвое
Программы массовой финансовой поддержки предпринимательства, в первую очередь «Лизинг-грант», в Татарстане были запущены в 2009 году. Этот год стал своеобразной точкой отсчета. За этот период доля малого и среднего бизнеса в ВРП республики выросла с 23,8% до 25%, то есть на 1,2%. Много это или мало — однозначного ответа нет. Линар Якупов, глава АРИ РТ, считает, что такой рост сам по себе закономерен.
Создаем новые производственные кластеры
В одном из выступлений президент РТ говорил о задаче довести долю малого бизнеса в ВРП до 50%. Сами предприниматели в замешательстве — такой рост доли малого бизнеса им не представляется возможным.
Вы в своих выступлениях не раз подчеркивали, что одних существующих мер поддержки предпринимательства для этого будет мало. Какие меры, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы выполнить план по увеличению доли малого бизнеса в экономике?
— Универсального рецепта нет. Мы не раз заявляли, что мерами финансовой поддержки охватывается не более 1–1,5% предпринимателей республики. Поэтому для достижения цели по активному росту доли МСП в ВРП недостаточно применения только экстенсивных факторов — просто стимулированием открытия новых малых и средних предприятий этого не добиться. Нам необходимо активное внедрение инструментов интенсивного роста — повышение качества предпринимательской деятельности, приводящего к повышению производительности малых и средних предприятий.
А какие конкретно меры вы предлагаете?
— Необходимые меры для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в ВРП мы озвучивали в начале года на итоговой коллегии Агентства. Основное — необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Здесь речь идет как о дальнейшем развитии крупных институтов имущественной поддержки — КИП «Мастер», Химград, «IT-Парк», Агропромпарк, — вводимых за счет бюджетных средств, так и об интеграции системы имущественной поддержки на муниципальном уровне. Сейчас в районах республики достаточно неэффективно используемого муниципального имущества, в то же время предприниматели не всегда могут найти для начала или развития бизнеса производственные площади с необходимыми технологическими подключениями.
Эти площадки будут отданы бизнесу?
— Мы предложили муниципалитетам организовывать на неиспользуемых промышленных площадках производственные предпринимательские кластеры путем предоставления этих площадей предпринимателям на льготных условиях, образуя, таким образом, промышленные площадки муниципального уровня. Агентство со своей стороны концентрирует свое внимание на финансовой поддержке резидентов таких площадок. Естественно, данная инициатива, как и любое новшество, пока не нашла 100%-ной поддержки в муниципалитетах, но ряд «продвинутых» районов данную концепцию уже начал реализовывать. Дальнейшее развитие данной системы зависит от успеха «пилотных» проектов. Данная мера должна дать определенный положительный эффект, однако, для взрывного роста необходимы факторы, делающие данные площадки серьезными точками роста.
Какие, например?
— В первую очередь я говорю о системе льгот и преференций, что будет делать промышленные площадки своего рода особыми экономическими зонами регионального уровня и тем самым привлекать туда местный бизнес, а также внешних инвесторов. В конечном счете, имея достаточное количество таких площадок в каждом муниципалитете, всю республику можно бы было позиционировать как зону территориального развития для малого и среднего предпринимательства, а это немалый вклад в развитие инвестиционной привлекательности. Сейчас мы такую работу ведем, но это процесс достаточно трудоемкий и растянутый во времени, так как необходимо приводить концепцию в соответствие с действующим федеральным законодательством.
И хочу отметить второй важный момент поддержки бизнеса — это необходимость развития системы аутсорсинга производственных процессов крупного бизнеса малым и средним. Понятно, что если доля малого и среднего предпринимательства в ВРП — 25%, оставшиеся 75% приходятся на крупный бизнес. Без активизации процессов аутсорсинга перераспределение долей будет проблематично. В то же время за счет передачи части производственных процессов и непрофильных функций на аутсорсинг производитель сокращает свои издержки — это общемировая практика.
В Татарстане такое сотрудничество применимо?
— Да, у нас в республике есть ряд положительных примеров, таких как POZIS, Вертолетный завод и КамАЗ, где такие процессы уже отлажены. Но государство не может обязать всех крупных производителей работать с малым и средним бизнесом. Эта работа должна иметь для них серьезное экономическое обоснование.
С каждого рубля, отданного бизнесу, в бюджет возвращается 70 коп.
Сегодня в республике действует девять программ поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляемых АИР РТ. Глава ведомства рассказал о том, как оценивает их эффективность.
Какие меры поддержки показали себя наиболее эффективными? И как вы оцениваете эту самую эффективность, каковы критерии?
— Трудно выделить отдельные программы, которые можно считать самыми эффективными. Вопрос в критериях оценки. На республиканском уровне эффективность нашей работы оценивается по таким критериям, как количество экономически активных малых предприятий, их среднесписочная численность, среднемесячная зарплата, оборот, доля в ВРП. В 2011 году по всем данным показателям был зафиксирован рост, и на это повлияла, как мы считаем, совокупность всех мер поддержки — финансовой, имущественной, информационной. В целом эффективность каждой программы оценивается, исходя из количества созданных рабочих мест, объема выручки, объема уплаченных налогов участников, получивших поддержку.
А как скоро вложенные в поддержку бизнеса деньги вернутся в виде налогов в бюджет?
— Если оценивать бюджетную эффективность, то, например, по показателям 2011 г. на 813,2 млн руб., вложенных в поддержку бюджетных средств, налогами должно вернуться 1185 млн руб. С каждого вложенного рубля возвращается 70 коп. Таким образом, окупаемость субсидии — около 2 лет.
Говоря о стимулировании развития малого бизнеса, большие надежды в правительстве республики несколько лет назад возлагали на бизнес-инкубаторы, индустриальные парки. Не считаете ли вы, что создание таких «тепличных» условий расслабляет бизнес?
— Бизнес больше расслабляет выделение прямых финансовых средств, которые к тому же безвозвратны. Поэтому при модернизации своих программ финансовой поддержки мы ввели ответственность бизнеса за выполнение ключевых показателей бизнес-плана. Если они не выполняются, бюджетные средства придется вернуть. Хочется сказать, что эта мера уже возымела эффект, — сейчас мы уже наблюдаем процесс, когда предприниматели получившие грант в 2011 году на основании нереалистичного бизнес-плана, либо написанного брокерской конторой только для того, чтобы пройти по критериям отбора, видя то, что реализовать бизнес-план не получится, сами добровольно возвращают полученные деньги. Таких случаев не очень много, но они есть — значит, мера работает.
Каков эффект от создания подобных площадок?
— За 2011 г. резиденты объектов имущественной инфраструктуры сгенерировали выручку порядка 80 млрд руб., заплатили налогов около 11 млрд руб. Более того, эта успешная деятельность уже показала, что создание индустриальных парков само по себе может являться бизнесом. И сейчас начинается процесс формирования сети частных имущественных объектов.
Кроме того, как было сказано выше, идет работа по созданию промышленных площадок муниципального уровня в районах республики.
Отдельный вопрос по бизнес-инкубаторам. Действительно, какое‑то время назад их создание было обусловлено необходимостью предоставления оборудованных рабочих мест начинающим предпринимателям, и тогда это было эффективно. Сейчас мы считаем, что необходимо менять саму концепцию бизнес-инкубаторов — сдвигать акценты с предоставления помещений на процессы создания и сопровождения бизнеса, то есть именно инкубирования. К сожалению, в настоящий момент государственные бизнес-инкубаторы, созданные по программе Минэкономразвития России, преимущественно выполняют роль именно офисной недвижимости. Это проблема не только Татарстана, но Российской Федерации в целом.
Государству выгодно партнерство с бизнесом
Бурно идущие преобразования в бюджетной сфере стимулируют поиск новых путей сотрудничества государства и бизнеса. При реализации инвестиционных проектов в социальной сфере вариантом выбора является государственно-частное партнерство (ГЧП). Линар Якупов рассказал, как Татарстан стимулирует развитие ГЧП.
Насколько сложно в Татарстане продвигается работа по государственно-частному партнерству?
— Все только начинается. На сегодняшний день можно констатировать высокую заинтересованность власти в реализации проектов ГЧП, а следовательно, в развитии нормативно-правовой базы, регулирующей ГЧП. Закон о ГЧП был принят в Республике Татарстан недавно, в 2011 году — «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан».Одним из действующих проектов государственно-частного партнерства в Республике Татарстан является создание Камского индустриального парка «Мастер». Сегодня на территории КИП «Мастер» зарегистрировано 159 предприятий, из которых около 50% сотрудничают с ОАО «КамАЗ».
В каких сферах такое сотрудничество окажется, по вашему мнению, наиболее востребованным и успешным?
— Масштабный опыт имеется в секторах общественных услуг. Именно там исторически сложились традиции делегирования государством ряда ключевых правомочий частному сектору.
Какие условия партнерства предлагаются бизнесменам в настоящее время в ключевых отраслях?
— ГЧП дает существенное снижение нагрузки на бюджеты всех уровней. Строительство таких объектов, как школа или детский сад, занимает от 8 месяцев до 1,5 лет. Соответственно, возникает ситуация, когда оплата государственного контракта ложится на бюджет региона или муниципалитета в рамках одного финансового года. Применение механизмов ГЧП позволяет равномерно распределить нагрузку на бюджет в течение 15‑20 лет, что позволяет за те же деньги в текущем бюджете построить не один объект недвижимости, а например, 5 или 10. Разделение коммерческих рисков с бизнес-сообществом дает возможность создавать современные многофункциональные объекты недвижимости для нивелирования риска снижения рождаемости и падения спроса на социальные услуги. Также оказание услуг на основе ГЧП зачастую позволяет получать за те же деньги услуги более высокого качества или существенно экономить.
Линар Якупов
Руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан
Родился: 30 января 1974 г. в с. Балтаси
Образование: Международный исламский университет Малайзии
Карьера:
До 2001 г. — зам. управляющего Бизнес-инкубатора при МИУ Малайзии.
2002–2006 гг. — коммерческий директор, генеральный директор компании «Татинтелком».
2006–2011 гг. — гендиректор ИФК «Линова». 2008–2010 гг. — директор Российского центра исламской экономики и финансов при РИУ.
2009 г. — член Совета при президенте РТ по взаимодействию с международными финансовыми организациями.
2010 г. — президент Некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов.
С марта 2011 г. — председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ.
С июня 2011 г. — руководитель АИР РТ.