В "Мнениях" на DK.RU директор Moscow Halal Expo Мадина Калимуллина рассуждает на актуальную тему - есть ли место «халяльным» финансам в нашем бизнесе и в жизни.
Директор департамента экономики Совета муфтиев России, директор Moscow Halal Expo, кандидат экономических наук Мадина Калимуллина, написала для DK.RU авторскую колонку, где рассказала о спросе на халяльные финансовые продукты.
- В последнее время для халяль-индустрии открываются все больше возможностей и рынков. Это давно уже не только мясной рынок, и даже не только рынок продовольствия. На недавней Выставке посвященной халяль-индустрии в Москве посетителям было представлено 10 полноценных секторов. Помимо мясо-молочной промышленности и продуктов питания, это стиль и текстиль, общественное питание, парфюмерия и косметика, туристическое дело, финансы и инвестиции и др.
По мнению экспертов и участников рынка, наблюдается постоянный рост спроса и предложения, появляются новые виды бизнеса, растет объем производства, повышается уровень предоставляемых услуг.
Однако примечательным является тот факт, что халяль-индустрия все еще продолжает удовлетворять потребности не более чем 5-10% мусульманского населения страны. Спроса со стороны остальных мусульман просто нет, будь то мясная продукция или исламские финансовые услуги. Более того, значимая часть роста обеспечивается уже не мусульманским населением. Взять к примеру крупные торговые продовольственные сети или магазины шаговой доступности, реализующие халяльные продукты питания. Можно привести в пример и исламские финансовые компании, где наряду с мусульманским костяком стабильно есть клиенты-христиане.
Возникает вопрос: где остальные потенциальные клиенты-мусульмане? Несложно найти ответ на этот вопрос, оценив образ жизни своего окружения из числа мусульман – родных, соседей, друзей детства. Для большинства из них ислам остается рассказами бабушек, ограничивается 2-3 памятными датами в году либо является прерогативой особенных «приближенных» людей.
Для многих же, следующих некоему сценарию, образующему мейнстрим нашего современного общества, халяльный образ жизни является чем-то недосягаемым и почти невозможным. Современное информационное общество обеспечено самого разного родами сценариями жизни. Сценарий человека верующего и религиозно практикующего становится все сильнее и отчетливее, подкрепляется модой на здоровый образ жизни, возвратом духовных ценностей, приоритетом семьи. Эти тенденции многих мусульман возвращают на путь веры, в том числе делают их последовательными халяль-потребителями, внося вклад в развитие исламского бизнеса в целом.
Однако зачастую пред нами предстают варианты смешанных сценариев. С одной стороны многие мусульмане декларируют следование халяльному образу жизни. Помимо совершения молитвы, практики поста, закята и милостыни, мусульмане переходят на халяль. Они отказываются от нехаляльного мяса, выбираются себе производителей по вкусу и … на этом ограничиваются. Готовности к тому, что элементы запретного, те же самые ингредиенты из свинины и алкоголя и различных производных могут быть в совершенно разных продуктах – сырах, конфетах, чипсах и др. у многих пока нет.
Если же речь заходит об исламских финансах, то в этой сфере вообще можно встретить большое количество курьезных историй. Запрет на ростовщичество, одно из греховнейших деяний, пагубность которого для дающего в долг, берущего и свидетеля огромна, тем не менее, очень легко и быстро сводится на нет, когда речь заходит о реальных деньгах, которые человек может получить или недополучить, либо «сэкономить». «В Сбербанке дают кредит под 15% годовых, а у вас наценка на товар свыше 20%! Какой же это халяль? Вот в Сбербанке халяль, а у вас нет», - может вполне серьезно заявить соблюдающий мусульманин, не пропускающий молитвы и питающийся халяльным мясом».
Поэтому отвечая на вопрос о перспективах исламского бизнеса и халяль индустрии, считаю, что не следует искать ответ, опираясь на массовые исследования, наша маленькая умма в разрезе уже является отличным показателем.
Исправить ситуацию можно в большей степени просвещением, которым представители исламского бизнеса во многом отводят значимую часть своего времени и ресурсов.