Сеть Марины Решетниковой сегодня насчитывает четыре десятка салонов европейского уровня. А в девяностые бизнес врача-офтальмолога начался с одного-единственного арендованного кабинета.
Клиенты поверили в Марину Решетникову: к этому она приложила максимум усилий. И первым делом разрушила искусственные барьеры – прилавки, до этого неизменно отделявшие продавцов казанских оптик от покупателей. И по сей день, отмечает Марина Решетникова, в ее салоны приходят не как клиенты – как старые знакомые.
- Как вы пришли к тому, чтобы начать свое дело? Откуда вообще взялась тяга к оптике?
- Еще будучи студенткой медицинского института, мне довелось проходить практику в отделении офтальмологии. Именно тогда я поняла — хочу помогать людям лучше видеть, ведь 95 процентов информации об окружающем мире мы получаем именно через глаза. Так появилась мечта. Мечта эта сделала меня врачом-офтальмологом, которому постоянно было тесно в рамках поликлиники. Пациенты часто задавали мне вопросы о выборе очков, о способах коррекции зрения. И тогда я стала ходить в оптические салоны, каждый раз удивляясь тому, как здесь много самых разных оправ, как мастера точат очковые линзы на специальном оборудовании. Словно бы я — в храме. У меня до сих пор возникает это чувство, когда вхожу в оптический салон. Затем пришло понимание, что не всегда можно скорректировать зрение человеку при помощи очков. Если у пациента один глаз минус 15, а другой - минус 20, то очки хорошо видеть ему мало помогают. Да еще и уродуют внешность. Пришла мысль заняться средствами контактной коррекции зрения.
- Как это получилось?
- Получилось спонтанно. После окончания медицинского института я работала по распределению в Республике Марий Эл и уговаривала свое руководство отправить меня обучаться контактной коррекции. К сожалению, официального направления мне выдать не смогли, поэтому я самостоятельно поехала на обучение в Москву. А вернувшись, обратилась к руководству с просьбой внедрить этот способ коррекции зрения в поликлинике на платной основе. Главный врач мне не отказал.
- И когда вы решились открыть собственный кабинет?
- Когда у меня стало достаточно много своих клиентов. Тогда уже рискнула уйти из больницы, арендовать помещение и открыть свой собственный кабинет. В начале было тяжело, но мои клиенты поверили в меня и пошли за мной. Приходили сами, приводили своих детей. Примерно через год появились инвесторы и возможность заниматься этим бизнесом более серьезно.
- Как складывалась личная жизнь? Близкие люди поддерживали ваше начинание?
- Замуж я вышла, учась в институте, к его окончания дочери было уже три годика. Мои родители всегда считали: если я что-то делаю, значит, это правильно. И если есть цель, нужно ее достигнуть. Муж тоже был врачом. Финансово он мне помочь не мог, но понимал, то мой бизнес — дело хорошее.
- Получается, ваш бизнес гармонично развился из увлечения. Но, наверное, были и какие-то трудности?
- У меня не было трудностей. Считаю, если ты верно выбрал дело своей жизни, то все складывается гармонично.
- Когда вы поняли, что добились успеха?
- О нет, не считаю, что добилась какого-то успеха. Скорее, достигла определенной цели на определенном этапе.
- Как создавалась концепция ваших салонов?
- Мне хотелось, чтобы в Казани появились оптики европейского уровня. Раньше между покупателем и продавцом в оптике стоял прилавок, как в продуктовом магазине. Я решила, что оправы должны быть в открытом доступе, чтобы клиент мог их видеть, брать в руки, рассматривать.
- Вы продолжали обучение?
- Обучаюсь непрерывно. Дело в том, что в России сейчас почти ничего не производится — ни медицинских оправ, ни очковых линз, ни оборудования для изготовления очков. Все привозится из-за рубежа. Выходя на российский рынок в 90-х годах, когда были огромные возможности для бизнеса, европейские производители многое сделали для того, чтобы об их продукции узнали. Поэтому мне посчастливилось побывать на различных международных форумах, симпозиумах, выставках.
- Были идеалы, на которые вы равнялись?
- Оптики нужны разные. Двухэтажный оптический салон на Елисейских полях в Париже — это одно. И совсем другое - маленькая уютная оптика, например, во французских и итальянских городках. У них есть постоянные клиенты, которые встречаются, как старые знакомые. У компании «КОРД» тоже есть разные оптики — и в торговых центрах, и на главной пешеходной улице Казани, и в спальных районах города.
- Каким был рынок, когда Вы только начинали свое дело, и что с ним стало сейчас — с точки зрения покупателей и производителей?
- В 90-е годы на рынке было сплошное засилье дешевой китайской продукции низкого качества. Это касалось и медицинских оправ, и очковых линз. Сегодня люди начинают лучше относиться к своему здоровью, их уже не устраивает низкокачественный продукт. Кроме того, люди стали понимать, что очки — это часть имиджа, что они должны украшать лицо. С точки зрения производства, оптика — очень технологичный бизнес. Он объединяет три глобальных мировых направления: наука, здоровье и экономика. Ежегодно появляются новые материалы, новые направления, новое оборудование. Отрасль бесконечно развивается. Я понимаю, что нужно все время учиться, чтобы представлять казанцам все эти продукты.
- Вы сами носите очки?
- У меня много разных очков. Я выбираю их по тому же принципу, какой советую своим клиентам. Первая оправа, на каждый день, должна соответствовать деятельности. Для таких бизнес-вуман как я, это деловые оправы. Причем несколько. Есть у меня очень модные солнцезащитные очки, есть очки гламурные— для вечерних мероприятий, похода в театр. Люблю спорт и поэтому у меня есть очки для занятий спортом. Быть директором сети оптических салонов и не иметь много разных очков было бы странно. Но и любому клиенту я советую иметь несколько очков: одни для деловых встреч, другие — для активного отдыха, третьи — для торжественного выхода в свет.
- Как хотите развивать бизнес и к чему надеетесь прийти лет через 10?
- Хотелось бы заниматься только оптикой. Просто я испытываю драйв от работы, мне хочется постоянно что-то улучшать. Улучшать мои салоны оптики, работать с новыми коллекциями оправ, улучшать сервис.
- Вам никогда не приходилось выбирать между семьей и работой?
- К счастью, это меня миновало.
- Встречались с особенным отношением мужчин-коллег?
- Если честно, определенный шовинизм ощущался. Сейчас его уже нет, потому что результат говорит сам за себя — я владею сетью из сорока оптических салонов. А раньше даже инвесторы, которые вложились в мой бизнес, считали, что женщина не способна успешно вести дела. Конечно, мне надо было все время учиться: учиться управлять персоналом, управлять финансовыми потоками. Но это нужно предпринимателю любого пола.
- Вы считаете свой пример исключением из правил? Или любая женщина, если захочет, может стать успешным бизнесменом?
- Думаю, всё зависит от женщины и от того, какие у нее цели. Лично мне нравится оптический бизнес.
- Как справляетесь с эмоциональным напряжением, усталостью на работе и дома?
- Вы не поверите, но мне это чувство незнакомо. Мне не приходится испытывать напряжение ни дома, ни на работе. С мужем мы — верные друзья, он всегда меня понимает, восхищается и моими успехами, и мной как женщиной. И на работе мне хорошо, потому что риски все просчитаны, а из любой ситуации всегда находится выход. С персоналом компании стараюсь выстраивать ровные гармоничные отношения. Все происходит только в рамках должностных обязанностей. И если в обязанностях написано: продавец-консультант должен вставать, когда в салон оптики приходит клиент и здороваться с ним, то так и будет. Если нет — значит этот человек не будет у нас работать. Может быть, кто-то скажет, это слишком жестко и так работать невозможно, но весь мой опыт подсказывает: это правильный путь.
- Вы бы хотели, чтобы ваш бизнес стал семейным?
- Моя дочь выбрала другой путь. И я не имею права мешать ей развиваться на этом пути, тем более она недавно стала мамочкой. Но, как это часто бывает у многих моих коллег, дети пробуют разное, ищут, а потом приходят в оптику и удивляются, почему они раньше не занялись этим увлекательным делом. Может быть, все так и произойдет и с нами. Время покажет.