Налог на роскошь может быть введен уже в начале наступающего года. Об этом заявил на днях президент Путин, а Министерство финансов выдвинуло новые предложения о том, как взимать данный налог.
Главным критерием для налогообложения дорогих транспортных средств станет марка автомобиля и его первоначальная стоимость. Предложение начислять налог, исходя из мощности двигателя, не получило поддержки.
Рубли за «лошадок»
Введение повышенных ставок налога на мощные автомобили обсуждалось еще в июле этого года. Согласно проекту нового закона, предложенного тогда Минфином, с 1 января 2013 г. минимальная ставка транспортного налога для автомобилей мощностью более 410 лошадиных сил могла вырасти в 2 раза – до 300 рублей за каждую л. с.
Еще раньше, в марте, сообщалось, что налог на роскошь может быть введен для всех машин мощностью более 250 л. с. Причем их год выпуска и стоимость в расчет принимать не планировали. Таким образом, в список «излишне роскошных» попадали не только Porsche Cayenne и Range Rover стоимостью 8 млн руб., но и автомобили более массовых брендов, стоимость которых зачастую не превышает 1,5 млн руб.
Владимир Путин, выступая 12 декабря 2012 г. перед законодательным собранием, уточнил: идея по введению нового налога должна быть реализована уже в первой половине 2013 года. Он также упомянул о постепенном отказе от транспортного налога в пользу повышения акцизов на автомобильное топливо. Возможная дата полной отмены транспортного налога названа не была.
Автомобиль – не роскошь?
Казанский автоэксперт Азат Муртазин, руководитель компании «КАСКО-сервис», вообще идею облагать «роскошь» налогом, исходя из стоимости авто, считает в корне неверной: «В России цены на автомобили и так завышены. Уровень жизни в США, например, в три раза выше. А автомобиль американец покупает в 1,5 раза дешевле, чем россиянин, - поделился с «ДК» мнением эксперт. – Мы и так переплачиваем в разы, и кому? Не производителю, не автодилеру – государству! Даже автопроизводство не имеет такую прибыль, как государство с налогов, акцизов и прочих выплат. Кстати, кто в нашей стране самые большие потребители роскошных автомобилей? Правильно, правительство. Если коммерсант за свои кровные, заработанные покупает, например, «Мерседес», он тщательно все просчитывает и берет классом пониже - в отличие от чиновника, который бензин, обслуживание и прочие статьи расходов оплачивает из государственного кармана. Поэтому на «шестисотых» у нас ездят в основном государственные люди».
По словам г-на Муртазина, привязка налога на роскошь к автомобилю (будь то первоначальная стоимость или мощность двигателя) – изначально посыл некорректный, просто очередная популистская мера. Финансовое состояние страны это не поправит: главные «потребители» роскошных авто либо вовсе освобождены от уплаты налогов, либо будут оплачивать по статьям расходов из бюджетных средств. Так что, считает г-н Муртазин, эта мера в первую очередь ударит по карману «трудового народа – тех, кто зарабатывает себе статусный автомобиль, а не получает в связи со служебным положением».
«Еще в 30-е годы ХХ века Ильф и Петров ответили Путину: автомобиль не роскошь, а средство передвижения! Так о каком «налоге на роскошь» в данном случае может идти речь?» - резюмировал эксперт «ДК»
Стоимость, мощность… Плати!
В свою очередь, Министерство финансов РФ выразило готовность реализовать поручение президента. «Мы признаем, что обложение налогом через лошадиные силы не всегда эффективно», - признался глава Минфина Антон Силуанов на днях после выступления президента. Он привел в пример Дальний Восток, где большие джипы у большинства автовладельцев старые и не являются роскошью. Г-н Силуанов предположил, что вероятнее всего привязка налога на роскошь к марке и первоначальной продажной цене автомобиля.
К слову, последнее повышение транспортного налога произошло в октябре этого года. Оно затронуло водителей из Москвы и Московской области. Согласно документу, действие которого начинается с 1 января 2013 года, возрастает сбор со всех легковых автомобилей, двигатели которых мощнее 70 лошадиных сил.