Главным культурным событием этого сезона, несомненно, стал приезд в Казань таланта мировой величины — британского рок-музыканта Стинга, чьи диски уже разошлись в мире тиражом более 100 млн экземпл
Звезду мировой величины в Казань заманил Денис Валеев, создавший за последние три года в республике оператора единой автоматизированной сети театральных и зрелищных касс Biletti. К моменту организации гастролей певца г-н Валеев уже отошел от концертного бизнеса и перешел на службу в Дирекцию Универсиады. Но, узнав от своих питерских партнеров о возможности привезти Стинга и в Казань, он, не сомневаясь в успехе, взялся за организацию этого мероприятия.
Никто не верил
Музыкант дал в Казани свой первый концерт, состоявшийся 2 июля. Казанское сообщество до сих пор вспоминает его с особой теплотой, восхищением и со словами «подобного концерта здесь еще не было». В какую сумму обошлась организация гастролей Стинга, г-н Валеев не рассказывает. Но охотно делится другими подробностями этой работы.
Организовать концерт звезды такого уровня в Казани прежде было никому не по силам. Кто вам помог?
— Концерт не состоялся бы без наших партнерских связей с компанией PMI — серьезного игрока на рынке международных прокатов зарубежных звезд в России. Именно они рекомендовали нас прокатчикам Life Nation, занимающимся гастролями Стинга по всему миру.
Как решали вопрос с качеством звука? Прежде участники рынка говорили, что в Казани нет площадок, соответствующих требованиям мировых звезд.
— Действительно, у его команды были очень высокие требования по звуку. Города могут быть разные, но качество звука везде должно быть одинаково отличное. У нас была тройная система контроля подготовки зала: проверял и сам артист, и его менеджмент, и глобальный прокатчик Life Nation. Поэтому в нашем случае было невозможно представить, чтобы сэкономить на звуке. Прежде организаторы разных концертов в «Татнефть Арене» размещали звуковое оборудование вблизи сцены, установив его на максимальную мощность, но это дает неправильный эффект. Нам пришлось распределять звуковое оборудование по всему залу так, чтобы в каждом уголке «Татнефть-арены» звук был максимально качественным.
Себестоимость подготовки концерта от этого, очевидно, выросла. Насколько дороже выходит устраивать концерт в неподготовленном для этого изначально зале?
— Естественно, что за качество звука надо платить. Но с другой стороны, и аренда таких залов дешевле, чем полностью укомплектованных. Если ты снимаешь Альберт Холл, где все сделано под ключ, то ты и платить будешь, как за Альберт Холл.
Компания «Билетти»
Деятельность: Оператор единой автоматизированной сети театральных и зрелищных касс в Казани и РТ
Год основания: 2007
Количество штатных сотрудников: 42
Общее количество касс: 20
Количество клиентов (в сезон): до 10 тыс. человек в месяц
Вообще весь мир работает так: если ты продаешь билет, то должен обеспечить качественный зрелищный продукт. Проблема некачественного звука — это проблема нашего рынка, сформировавшегося в 90-х годах, когда и конкурентов практически не было. У нас вообще на эстраде конкуренции нет, сидит старая гвардия: Пугачева, Кобзон, сейчас их место занимает Игорь Крутой. А в той же Америке идет борьба между целой армией звукозаписывающих компаний, которые выращивают звезд. И война звезд настолько серьезная, даже из-за рубежа никто не может подумать прийти на их поле. Единственный случай в истории, когда на американский музыкальный рынок смог проникнуть и добиться огромного успеха иностранный музыкальный коллектив, работавший не с американской продюсерской компанией, произошел, когда в Америку прилетели Битлз. Отсюда и разница в качестве концертов того же Стинга и наших звезд. Это как сравнивать «Ладу-Калину» с иномаркой — у нас так во всем.
Сколько удалось заработать на концерте Стинга вам как организаторам?
— Мы окупили концерт, и это на самом деле большая победа. Тем более что у концерта не было ни финансовых спонсоров, ни господдержки. Я объезжал бизнесменов, предлагал партнерство, но все отказали. Не поверили в реальность происходящего. Поэтому многих удивило, что нам удалось успешно его провести.
Результат вас устраивает?
— Конечно, сама по себе организация концерта Стинга в Казани — это так же круто, как выиграть право на проведение Универсиады или чемпионата мира по футболу. Представьте только, благодаря этому концерту Казань попала на всемирную карту концертных городов. Стинг стал пионером, и другие мировые имена, относящиеся с уважением к нему, к его творчеству, теперь уже знают, что наш город существует и что в нем предлагают все условия для работы.
Вы уверены, что Стингу и его команде организация концерта понравилась?
— Да, они говорили об этом. Мы выполнили все их пожелания. Кроме того, его команда просто влюбилась в Казань, они здесь очень хорошо отдохнули. Сам Стинг сказал, что раньше считал, что до нас далеко как до луны, а сейчас увидел, что и в самом сердце России можно работать с профессионалами европейского уровня.
На подобных масштабных мероприятиях, как правило, случаются форс-мажоры. У вас были какие-то эксцессы?
— Мы многое предусмотрели, застраховали ответственность, организовали дежурство скорой помощи, продумали систему безопасности. Было три инцидента. Девушке стало душно, и она обратилась к врачу, двое мужчин подрались, и третий — у женщины, проходившей мимо «Татнефть Арены», случился приступ, и она обратилась к нашим врачам. Вот и все, в принципе.
Хотя нет, команда Стинга получила омрачающее настроение известие: в середине концерта Стинг отменил концерт в Казахстане, куда должен был лететь из Казани. По его словам, он не хотел, чтобы его концерт расценивали как поддержку существующего политического режима. Это было его право, никто не возражал. В Великобритании, откуда он родом, демократия не пустой звук. Но нам было очень жаль, так как сложная, уже проделанная нами работа оказалась в результате ненужной. Нам, например, для перелета в Казахстан пришлось договариваться с казанским таможенным постом, чтобы получить возможность прохождения оперативной таможенной проверки нескольких десятков тонн звукового оборудования Стинга.
Не было желания оставить его на второй концерт в Казани или не собрали бы?
— Дело в том, что каждый концерт — это сложное действо, требующее подключения огромного количества людей и оборудования. Этот феномен с повторными концертами есть только на татарстанской эстраде. Знаю, что Салават, например, дает концерты сразу несколько дней. Он в Татарстане популярен и так планирует свою работу на год вперед, у него это получается. В мире другие технологии.
От Каррераса до Бритни Спирс
Гастроли Стинга — это не первый опыт Дениса Валеева в организации концертов в Казани.
До этого был концерт известного тенора Хосе Каррераса, организованный совместно с Московской государственной филармонией. Тогда выступление состоялось в Оперном театре, где количество продаваемых мест менее одной тысячи, и чтобы окупить проект, стоимость некоторых билетов доходила до 20 тыс. рублей.
Кто диктует цены на билеты на мировых звезд?
— Организаторы определяют стоимость билета, исходя из себестоимости проекта. Большое влияние оказывает не только гонорар артиста, но и вместимость зала. А с этом в Казани пока проблемы. Если посмотреть на любые крупные российские города, даже исключив Москву и Питер, то везде — в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге — хорошо развит сегмент концертных залов на 1,5-2 тыс. мест. У нас зала на такое количество мест просто нет. А залы именно с такой вместимостью позволяют планировать приезд звезд определенной стоимости.
В Казани же большая вилка: между тысячью мест в Оперном театре, Дворцом спорта на 3,5 тыс. мест и залом «Татнефть Арены» на 8 тыс. мест. В перспективе вопрос решат строящиеся спортивные объекты. Тот же 45-тысячный стадион.
Денис Валеев
Родился в 1978 г. в городе Уфа
Образование: высшее, факультет международных отношений КГУ.
Работа, карьера:
1997– 2004 гг. — корреспондент радио «Свобода» (внесено в список иноагентов в России).
2004 г. — консультант ЗАО «Дельта Консалтинг».
2004 – 2007 гг. — представитель по корпоративным вопросам ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг».
2007 г. — управляющий по развитию бизнеса ООО «Билетти Тикет Сервисез».
2011 г. — начальник отдела билетной программы и единого тарифного каталога Дирекции Универсиады г. Казани.
А вообще, концертом Стинга мы уже доказали, что не бывает плохой площадки, бывает плохое и хорошее распределение звука.
Стингу нужен Олимпийский?
— Олимпийский — хороший зал. Там есть звукопоглощающий потолок, огромный зал на 35 тыс. человек. Но концерт Стинга, который там проходил до нашего, мне и многим понравился меньше, чем казанский. Там звук мощный, экраны большие, но очень далеко все действие. Ощущение, что смотришь телевизор в дальнем углу спальни. К нам приезжали москвичи в «Татнефть Арену» и подтвердили, что у нас получилось лучше, так как Стингу удалось создать атмосферу закрытого клуба. Стинг во второй половине концерта стал приглашать стоящий партер спуститься поближе. В итоге, мы видели как 8,5 тыс. абсолютно счастливых человек в полной эйфории расходились после концерта.
В вашей практике за время работы в Biletti было множество концертов. Какие оказались самыми выгодными?
— Небольшие концерты российских исполнителей. Хотя и среди таких были откровенно неуспешные, например, концерт группы «Калинов Мост». Очень душевная получилось встреча, но с точки зрения рентабельности — провальная. Но честно говоря, направление организации таких концертов было для нас побочным. И мы никогда не видели себя в качестве концертного агентства, привозящего российских звезд.
Почему? У них же, наверное, более скромные запросы. При большой их популярности они бы сделали ваш бизнес и более прибыльным.
— Не факт, запросы у них не всегда ниже. Но, несмотря на высокие гонорары, они не делают сальто мортале, не взлетают с микрофоном подвешенные вверх ногами, как Пинк, исполняя песню. У нас на эстраде принято покачиваться под музыку, нередко выступают и под фонограмму. Мне этим заниматься неинтересно, тем более, что именно сейчас международные исполнители шагнули за пределы Питера и Москвы.
Сегодня Biletti работает в новом формате, расскажите как компания изменилась.
— Совсем недавно «Biletti» вошла в российскую сеть «Кассир.ру», чему я был очень рад. Изначально, планируя развитие компании, три года назад я мечтал создать общероссийскую, а не региональную сеть. Тогда казалось фантастикой, что на мероприятия в Казани билеты могут продаваться по всей России, но на Стинга это было уже именно так, через нашу общую сеть. Или такой же фантастикой казалось, что в Казани можно было купить билет на концерт Бритни Спирс в Москве и получить здесь же сам билет — а сегодня так и происходит.
Получается, что сегодня размыты и границы рынка билетного бизнеса. Во сколько вы оцениваете рынок развлекательных услуг в Татарстане сегодня?
— По моим оценкам, вместе со спортивными мероприятиями, он составляет порядка $5 млн в год. Это очень мало и большая часть рынка, естественно, приходится на Казань. Здесь, опять-таки по нашим оценкам, рынок составляет порядка 10 тысяч «золотых» зрителей и 100 тысяч массовых в месяц.
Бренд Biletti не жаль терять?
— А он сохранен, все наши права на него защищены. Мы как раз думаем, что делать с ним дальше. Наш ребрендинг несет позитив — качество продажи билетов осталось такое же, даже сервис улучшился. Кроме того, я убежден, что людям постоянно нужно что-то новое, и бизнес должен развиваться, нет смысла держаться за что-то созданное однажды. Помните, как Лео Бернет придумал фирменный дизайн пачки «Мальборо» с красным уголком. И компания долгие годы берегла его как святую корову. Но сейчас и этот бренд продолжает изменяться, потому что время и ожидания потребителей не стоят на месте.
Продать Универсиаду
Сегодня Денис Валеев отошел от дел в созданной им компании «Biletti» и возглавляет отдел билетной программы и единого тарифного каталога Дирекции Универсиады г. Казани. В его руках билеты на спортивные мероприятия 2013 года.
Очевидно, что ваша должность связана с вашим опытом в билетном бизнесе. Вы уже продавали билеты на спортивные мероприятия?
— Нет, спортивные мероприятия — для меня что-то новое. Рынок спортивных билетов Казани пока только формируется. Я занимаюсь сейчас конкретно вопросом продажи билетов на мероприятия Универсиады. Ездили недавно на Универсиаду в Китае, изучали их опыт. Там было все не так, как у нас планируется. Китайский приморский городов Шэнчьжэнь, по их понятиям маленький, вмещает 10 млн жителей. Нам придется работать в другой среде и придется приложить больше усилий к продаже билетов. Хотя само мероприятие меня впечатлило — это маленький чемпионат мира по всем видам спорта с совершенно недетскими страстями.
В Китае билеты были распроданы?
— Да, на финальные соревнования по всем дисциплинам купить билеты было совсем не просто. Китай поднял игры Универсиады на новый олимпийский уровень. Зрители разрывались между мероприятиями, хотели везде успеть.
В Казани будет предпродажа билетов на Универсиаду?
— Да, сейчас уже есть в продаже сертификат на Олимпиаду 2012 года в Лондоне. Скоро откроем предпродажу на казанскую Универсиаду, постараемся, чтобы билеты на отборочные матчи были доступными для всех.
Означает ли ваша работа в Дирекции Универсиады, что Денис Валеев больше не привезет зарубежных звезд в Казань?
— Мы постоянно ведем переговоры с международными исполнителями высшего эшелона. В стадии переговоров на данный момент такие исполнители, как Шакира и Элтон Джон.
Анна Саушина