Меню

М.Сафиуллин: В этом фонде заинтересованы в первую очередь химические предприятия и вузы

Ведущий «Эхо Москвы» и главный редактор «ДК» обсудили Маратом Сафиуллиным вопрос создания на средства бизнеса новый фонд для финансирования грантов и инноваций.

Ведущий «Эхо Москвы» в Казани Динар Усманов, главный редактор журнала «ДК» Андрей Григорьев* расспросили директор центра перспективных экономических исследований Академии наук Татарстана Марата Сафиуллина об инициативе татарстанских властей создать за счет предприятий источник для грантов и инноваций. Компаниям предложат отчислять 1,5% от своей выручки в республиканский центр научно-технической деятельности. Он должен быть создан в ближайшее время в рамках программы развития интеллектуальной собственности РТ. Власти обещают, что взносы будут добровольными.

Предлагаем вашему вниманию стенограмму передачи.

- Хотелось бы поподробнее узнать, что это за программа, откуда она появилась, на что направлена, чем обусловлена ее появление?

- Это очень важная, можно сказать, несколько запоздавшая программа. Дело в том, что интеллектуальный капитал всегда является одним из двигателей экономики, от того, насколько он оценен, зависит и рыночная ситуация. К сожалению, интеллектуальная составляющая материальных благ и нематериальных благ оказалась недооцененной. В последние 20 лет практически не было вложений в инфраструктуру. Поэтому все, что связано с учетом, с приведением в нормальное состояние, а самое главное с проведением мировых зарубежных компаний в области патентов, в области их активности – все это у нас отставало.

Сейчас важная задача – нарастить потенциал республики в этой области. Более того, немного драматизировали ситуацию, все не так страшно: это не побор или побуждение предприятий к новым отчислениям. Дело в том, что, если вы внимательно посмотрите программу, то увидите: там есть очень много совместных инициатив, например, вместе с предприятиями подготовка кадров в этой части. Если предприятие будет софинансировать, на 60% затраты, связанные с этим снизятся. Есть еще очень интересный момент – инфраструктура интеллектуальной собственности должна быть общей. Поэтому, если, например, патентоведение для одного предприятия, для другого, каждый будет создавать обособленные подразделения, каждый будет создавать банк данных.

Улучшается рынок, можно приобретать, можно соучаствовать и правильно планировать свою инновационную деятельность. Никто не спорит, что это дело нужное и направлено на благие цели, мы не задавались целью драматизировать ситуацию, просто у нас бизнес сообщество имеет свойства настороженно относиться ко всему, что инициирует власть.

- Бизнес сообщество, наверное, в первую очередь волнует цена вопроса, какую нагрузку понесут, правда ли, что это будет добровольно и предусмотрены ли какие-то преференции, какие блага получит предприятие?

- Сейчас специфическое налогообложение инновационной деятельности, например, если предприятие заказ делает в вуз или какое-то инновационное предприятие, то в этом случае они попадают в доходную часть и налогооблагаются, а вот создание таких фондов позволяет избежать вот этой нагрузки. Т.е. первый эффект, который получают участники, это те расходы, которые они делают в образование, в инфраструктуру и совместные проекты, они как бы вышли уже из налогообложения, поэтому больше ресурсов могут направить, второй момент – это консолидация. В нашем обществе есть печальный опыт, вот в 90-ые годы были фонды инновационные, которые как раз создавались по такому принципу, что заставляли те предприятия скидываться, а оптом через государство распределили эти ресурсы на какие-то проекты. К сожалению, это внеэкономическое побуждение ничего хорошего не принесло. А здесь это только для тех, кто заинтересован в этом участвовать, занимается патентоведением, следит за этими процессами, кому интересны конъюнктурные обзоры и получение этой информации, как раз они могут существенно, где-то на 18% сократить свои расходы, которые они и так делают в эту сферу.

- Прописан ли в программе механизм взносов и на что они направлены, а также, как эти средства будут расходоваться? На сколько эти средства смогут действительно помочь вот благой цели?

- Там (в программе – ред.) есть последний раздел, по-моему, комплекс мероприятий, который финансирует бюджет республики, который соучаствуют софинансируют предприятия и организации, поэтому для них, учитывая, что существуют финансирование государственное и республиканское, на ту сумму, на которую Татарстан финансирует эти расходы, совокупные расходы снижаются, более того, там нигде не написано о понуждении, т.е. там исключительно добровольный порядок.

Динар Усманов: Андрей, вы как считаете, откуда возникло такое подозрение, что предприятия будут как-то понуждать. У них был какой-то опыт по другим программам?

Андрей Григорьев*: Конечно, у нас был уже опыт создания фондов, всем известные Госжилфонд при президенте РТ, и участие предприятий в программах сначала ликвидации ветхого жилья, потом ипотеки, когда люди несли нагрузки, те предприятия, которые отказывались платить, то у них начинались проблемы. В СМИ я читал, Талгат Абдулин глава ГЖД намекал, что возможно у предприятий будут проблемы, если они откажутся платить. Поэтому небезосновательны страхи наших предпринимателей, надо все-таки их убедить. Я бы еще раз обозначил цену вопроса, т.е. нагрузку, которую понесет бизнес и за какой период.

- Еще раз говорю, участие добровольное, поэтому как таковой нагрузки нет, 160 млн, которые надо собрать, это только для тех, кто заинтересован хочет участвовать, совокупные вложения республики, если не ошибаюсь – больше трехсот миллионов, т.е. фактически 160 млн. – две трети всех инициатив они субсидируются, это прямая поддержка участников. Вы так разбомбили нашу социальную программу ипотеки. Дело в том, что если смотреть очень узко, то может вы и правы, но если смотреть, как изменилась структура нашей экономики и ее инвестиционная привлекательность, вы смотрите – разве можно было… Посмотрите собственность жилья, даже не в Москве или каких-то урбанизированных центрах в Приволжском округе, там нет таких цен! Это единственная возможность работникам бюджетной сферы и работникам самих предприятий по таким выгодным ценам получить жилье. Инвестиционный климат поменялся, привлекательность из-за того, что мы почистили этот центр, где не было ни коммуникаций, в безобразном состоянии все было, сейчас мы стартанули, теперь мы можем участвовать не только в общероссийских программах, но и в мировых! Универсиада, футбол – это и есть та капитализация. И бизнес: новые рынки появляются, новые инициативы, все больше и больше туристический проект, в перспективе он все больше и больше затраты эти будут восполнены.

- Я не до конца уяснил себя, например, я руководитель среднего предприятия, работаем в сфере торговли, у нас очень много тех, кто торговлей занимается, у меня какой интерес в этой программе – инновации? Мне хочется, чтобы у нас была Силиконовая долина или что? Или у нас там будут участвовать предприятия, которые какие-то отношения к этой сфере имеют?

- Патентная активность и все, что связано с интеллектуальной собственностью в сфере торговли, там немного. Пока у нас нет каких-то ярко-выраженных инновационных технологий в этой части, которые можно было обсуждать или поддерживать. Они более всего сосредоточены в производственной сфере, в сфере науки и научного обслуживания. В чем эффект? Например, допустим, если бы предприятие направило на учебу по патентным делам своего сотрудника, и стоимость была 100 рублей, то, если он участвует в этой программе, то платит не 100, а 30 рублей, его работник получает навыки и доступ к информационным системам.

- Новации – вещь, которые сложно потрогать или увидеть воочию, только потом, когда они приобретают какой-то материальный облик. В случае с жильем да было видно, необходимо что-то срочно делать, оно у всех находилось на виду. А как у нас с инновациями, там тоже такие сложности аварийные: недостаточность сферы этой развита, или просто мы хотим прыгнуть впереди всей России.

- Если мы хотим развиваться и иметь достойное место в мировой системе разделения труда, та структура экономики, которая у нас сейчас, где доминирует продажа и добыча сырья, она не может настаивать на каком-то паритетном интеллектуальном месте. Все больше и больше интеллектуальных инноваций, выигрывают те, кто наиболее инновативные. Если смотреть, даже та статистика по инновации, которая у нас есть – это приобретение, в основном, инновационного оборудования. Существенных вложений в науку, если только последние два-три года, если смотреть пятилетний срез, количество людей, которые инновациями занимаются, оно практически не изменяется, совокупные вложения всех бюджетов, федерального, республиканского, бюджета промышленных предприятий – немного. Поэтому те небольшие инициативы, которые сейчас делаются, они позволят инвентаризацию провести, посмотреть, что у нас есть из интеллектуальной собственности, выставить ее. Когда товар виден, может быть, кто-нибудь заинтересуется, если не заинтересуется, то мы будем знать, кто этим занимается, к кому обратиться, чтобы сделать что-то более конкурентоспособное, второй момент, чтобы не повторять велосипед, нам нужно получать своевременную информацию о патентных новинках, которые делают другие державы, другие предприятия, научные центры. Получение этой информации, ее обработка – это тот путь, который должна наша страна сейчас начать работать.

- У нас есть звонок в студию, здравствуйте, представьтесь, пожалуйста!

- Добрый день, Дмитрий, Казань. Не услышал прямого ответа на вопрос – этот дополнительный налог будет обязательным, или как в случае с социальной ипотекой – добровольно-обязательной? Все те предприятия, которые не платили, доблестные структурщики их всеми способами гнобили. Если добровольно, то откуда взялась такая сумма – 1,5%. Если добровольно, то сколько хочу, столько и дам, откуда уже плановая цифра появилась? Прямой ответ, если можно.

- Есть здравое зерно, может и вправду есть те, кто захотят поучаствовать, смогут ли они меньше заплатить?

- По программе я не видел по тем документам, которые опубликованы, чтобы там где-то эта цифра была обозначена. Есть квота где как можно участвовать, и сумма утверждена расходов республики. Нигде про побуждение не написано.

- Будем надеяться… есть еще один звонок.

- Здравствуйте, Олег, Казань. Сегодня упоминалась Универсиада, хотелось бы сказать, что содержание этих объектов по завершении всех мероприятий, ляжет тяжким грузом на всех жителей Казани. Стадион на 45 тысяч при средней посещаемости «Рубина»  – восемь тысяч – это, по-моему, полное безумие.

- Спасибо. Как-то он слабовато связан с инновациями. Вообще, при подготовке к универсиаде какие-то новые инновации применяются у нас?

- Дело в том, что если вы посмотрите, в Лондоне, в Пекине – даже в больших таких мегаполисах, развитых, и то они испытывали сложности с содержанием, но сейчас республика и город разработали программу. Самая главная задача – ее как можно сильнее загрузить. Мероприятия, как правило, спортивного профиля, культурного, досугового. Вопрос много. Если ничего не вкладывать и ничего не строить, то ничего не будет. Задача после Универсиады как можно больше задействовать.

Вернемся к программе социальной ипотеки. Она у нас действует и сейчас и до 2019 года будет действовать. Сейчас эти две программы будут существовать параллельно?

- Это абсолютно разные программы, одна социальная, другая - … Одна нацелена на повышение конкурентоспособности и капитализации, основная задача – это субсидии государства в области патентных прав и формирования рынка патентов, чтобы сделать доступ к мировым патентам наших товаропроизводителей. Задача социальной ипотеки – социальная, связанна с тем, чтобы собрать средства, обеспечить доступное жилье для работников предприятий и социальной сферы.

- Просто источник один и тот же.

- Источники всегда одинаковые – это или налоги, или приравненные к ним сборы.

- Андрей, чтобы не сказали потом, что бизнесу мало слова досталось, если какие-то вопросы?

- Интересен такой момент, если мы уж говорим о добровольном участии в программе, то, Марат Рашидович, вы можете уже сейчас оценить, какое количество предприятий с радостью побегут участвовать.

- ЦНИТИ публиковало в 2011-2012 гг. – есть порядка 80 активных участников. Это не только промышленные предприятия, но и те вузы, федеральные, их сотрудники, которые закрепляют права на те или иные виды интеллектуальной собственности.

- Можете назвать самых крупных игроков этой программы?

- Химические предприятия, вузы.

- Они сами и заинтересованы…

- Это основа, чтобы они могли потом продать какую-то продукцию и рассчитаться с с теми разработчиками, которые участвовали в создании этого продукта.

- А нефтяники?

- Там вредная составляющая, там доля интеллектуального капитала добавочного продукта не такая высокая априори. Там есть более доступный способ извлечения дохода другим способом.

- Выкачать его из земли?

- Совершенно верно, как можно больше и как можно более дешевым способом.

- Есть еще один звонок.

- Здравствуйте, Камиль Зардинов. Как к этой любопытной инициативе относится прокурор республики Амиров?

- Спасибо. Он выражал свое участие к этой программе?

- Для того, чтобы не было таких конфликтов, в республике создан коллегиальный орган, такие инициативы предварительно обсуждаются и дают на предварительный просмотр. Работники прокуратуры активно принимают в этом участие. В эспертизе они участие принимали.

- Название программы достаточно широкое – Развитие рынка интеллектуальной собственности в РТ. Направлена она только непосредственно на поддержание этого рынка или на создание каких-то результатов? Мы увидим какой-то конечный результат?

- Она и сейчас результат приносит. В открытом доступе будет база данных всех патентов и разработок, их наименования, которые сейчас предлагают для реализации вузы, более того, заказы предприятия на разработку новых патентов. Это интересно и для индустриального сектора.

- Говорят, есть такой интересный проект «Смартсити», который предполагается под Казанью, город, где наподобие силиконовой долины, он входит в эту программу?

- Нет, это девелоперский проект делает при участии Малайзии, это строительная сеть, коммерческое мероприятие.

- Производилась ли какая-то оценка, существуют ли подобные программы где-то еще. Откуда взялась идея этой программы?

- Идея витала давно. Основным инициатором были сами предприятия, которые говорили, что доступ не всегда хорошо налажен, не получают интеллектуальную информацию, республики и предприятие параллельно вкладываются в какие-то проекты, нужна полная прозрачность и инвентаризация. Мы ведь сделали инвентаризацию земель, основных средств. Все вложения, которые были в инновационное предприятие, должны быть учтены и работать на вузы и на общество.

- В ручном режиме это будет выглядеть так? Руководитель какого-нибудь предприятия, нуждающегося в доступе к этим самым инновациям сможет…

- Его сотрудник сможет по льготной цене пройти обучение. С другой стороны он получит бесплатный доступ к информационным ресурсам этой программы.

* - выполняет функции иностранного агента