Меню

Муслима Латыпова: рискнула и продала франшизу

Я никогда не думала о франшизе и о том, чтобы начать экспансию на восток России. Меня убедили коллеги, и результат превзошел все мои ожидания. У меня были сомнения, но я решила рискнуть.

Когда в 2010 году в Новосибирске по франшизе открывался первый «Бахетле», я сказала: «Если бы не Владимир и Виталий Насоленко, владельцы компании-партнера «НТС», то я, скорее всего, в Новосибирск никогда бы не приехала». По крайней мере, открывать магазин в Сибири я не думала. Не скрою, в компанию поступало немало предложений о покупке франшизы на привлекательных условиях. Многие бизнесмены хотели повторить успех «Бахетле». Но тогда я отказывалась рассматривать эти предложения, ведь продать франшизу означало доверить другим людям свой бизнес, в развитие которого я вложила так много сил и времени. Важно, чтобы с партнером совпадало понимание требований к качеству продукции, к стандартам работы персонала, к вопросам вкуса, а иначе рискуешь фактически своим добрым именем.

В какой‑то момент я поняла, что компания «Бахетле» уже достигла той точки развития, когда популярность сети распространяется по всей России, а люди, побывавшие в наших магазинах в Татарстане или Москве, искренне хотят видеть такие супермаркеты домашней еды в своих городах. И это нельзя было не учитывать. У меня были сомнения, но я решила рискнуть.
Именно в такой момент и началось сотрудничество с Виталием и Владимиром Насоленко. К счастью, с ними сложилось полное взаимопонимание. В «НТС» безоговорочно приняли требования компании, соблюдение которых — большая ответственность. И неудивительно, ведь даже в Казани для сотрудников, открывших на тот момент 19 супермаркетов, соответствующих всем принятым стандартам, каждый новый магазин — колоссальный труд. При открытии объекта одной из главных проблем является недостаток торговых площадей. Очень сложно подобрать нужное помещение с просторным торговым залом и практически такой же площадью под производственные цеха для приготовления готовой продукции. Необходимо, чтобы будущий магазин находился рядом с транспортной развязкой, был оснащен хорошей парковкой, удобным подъездом. Даже в Москве, где, казалось бы, так много предложений, подбор помещений дается нам с трудом.

Вторая актуальная проблема — кадры. Ведь и в Татарстане, где история «Бахетле» начинается с 1998 года, и люди хотят работать в нашей компании, мы постоянно тратим значительные средства на обучение сотрудников, проводим тренинги. А набрать большой штат квалифицированных работников в новом городе — сложнее в несколько раз.

Ну и главным для меня было, чтобы в новых супермаркетах соблюдались все стандарты «Бахетле»: начиная от интерьера торгового зала в традиционном стиле современного европейского супермаркета премиум-класса, ассортимента и заканчивая рецептом губадии.

Во франшизе, на мой взгляд, самое сложное — система контроля. Качество для нас всегда стоит на первом месте. И если в Казани не только я сама, но и сотрудники компании являемся покупателями «Бахетле» и дегустируем продукцию собственного производства в магазинах, то для того, чтобы контролировать регионального партнера на месте, приходится придумывать иные способы проверки.
Чтобы достойно «выступить» в Сибири с франшизой «Бахетле», наш партнер должен был организовать работу на высоком уровне. У нас не было опробованной процедуры передачи технологий и стандартов сторонней организации, мы не планировали развивать бизнес по франшизе, а у «НТС» такой опыт был, но не в премиум-сегменте, где правила игры намного серьезнее, а цена ошибки гораздо выше! Поэтому мы использовали схему, по которой открывали первые супермаркеты в Москве: отправили в долгосрочную командировку в Новосибирск целую бригаду казанских специалистов — всего около 40 человек, в том числе директора магазина.

Сейчас я удивляюсь, как решилась на такой рискованный шаг. Но интуиция тогда подсказала, что все должно сработать: мы хорошо знаем свое дело, верим в него и контролируем рабочий процесс. Так и получилось — проект «Бахетле» в Новосибирске оказался успешным. Сибирская пресса назвала результаты первого года работы магазина оглушительными, а положительные отзывы покупателей подтвердили правильность наших решений. В декабре прошлого года «Бахетле» открылся и в Барнауле. Успех столь же очевиден. Партнеры, Владимир и Виталий Насоленко, творчески подходят к работе — вносят свои предложения, многие из которых очень перспективны. Мне приятно, что они «влюбились» в «Бахетле», и им интересно работать с нами.

А тревогу за свое детище в Сибири вытесняет гордость.