Хозяйка продовольственной компании «Бахетле» Муслима Латыпова за 12 лет построила сеть магазинов, ставших визитной карточкой Татарстана. В отличие от многих других провинциальных ритейлеров, «Бахе
В середине мая Муслима Латыпова открыла отреставрированный памятник «Дом купца Каменева» на острове Свияжск. Так она исполнила свое обещание вложить миллион долларов в фонд «Возраждение» и в очередной раз отблагодарила Минтимера Шаймиева за его поддержку развития сети «Бахетле» в Татарстане. Если бы не «зеленый свет» любым проектам и не тепличные условия для «Бахетле», созданные им когда-то, история этой частной компании выглядела бы иначе.
Вся в маму
«Успешный руководитель, замечательная хозяйка, прекрасная женщина, заботливая мама и бабушка», как сказано на сайте «Бахетле», Муслима Латыпова коллективом управляет жестко. «Матом ругаются все. Особенно если не доходит, когда говорят обычными словами», — не стесняется она. Сейчас в ее компаниях работает более пяти тысяч человек, а головной офис занимает чуть не целиком некогда жилую пятиэтажку. Хотя свою сеть Латыпова начала строить практически с нуля только в конце 90-х. Первый супермаркет «Бахетле» она открыла после кризиса в 1998 году.
«Моя мать работала в торговле, и дома я всегда слышала разговоры, связанные с этой профессией. Когда страна стала переходить на рыночную экономику, то решила, что продолжу дело матери. Она была против моего решения. Это сейчас торговля называется бизнесом, а тогда ее называли спекуляцией, а тех, кто торговал, — торгашами», — вспоминает Муслима Хабриевна.
Латыпова начинала с малого — создала в Казани компанию по оптовой торговле кондитерскими изделиями и открыла небольшую сеть ювелирных магазинов. «Большинство тогда занималось дискаунтерами, а я решила выделиться: ориентировалась не на западные стандарты, а на восточные. К примеру, японские, где 60% оборота приходится на готовую еду», — вспоминает Муслима Латыпова. Сейчас предпринимательница полностью сосредоточилась на рознице. Оптовое направление свернуто, а ювелирным бизнесом управляет ее дочь Эльвира Харламова. Сегодня в сеть ювелирных бутиков Cherry Lady входит три салона. Так же параллельно развивается другой проект Латыповой — сеть японских ресторанов «Канпай».
Муслима Латыпова
Генеральный директор ООО «Бахетле-1»
Родилась 7 ноября 1951 г.
Образование:
Окончила Институт социальных и гуманитарных знаний Джоржа Сороса
Карьера:
Работала директором торгового куста, заведующей столовой, руководителем коммерческой фирмы. В настоящее время — генеральный директор ООО «Бахетле-1».
Внутренняя кухня
Интересно, что сама Муслима Латыпова не умеет готовить, кухню в «Бахетле» поставили нанятые ею профессиональные технологи и шеф-повара. Сегодня готовые блюда собственного производства и выпечка — это визитная карточка компании. А магазины «Бахетле» в Москве и области называются «супермаркет домашней еды». Выгоды такой концепции налицо — в структуре выручки магазинов «Бахетле» на высокомаржинальную продукцию собственного производства в Татарстане приходится 40% продаж, а в Москве 50-60%. При этом у сетевых ритейлеров этот показатель, как правило, не превышает 10-20%.
За идеями далеко ходить не пришлось — в кулинарии предпринимательница сделала ставку на татарскую кухню и национальный колорит. Правда, поначалу развивать кухню было непросто. В конце 90-х СЭС запрещала продавать готовые блюда в магазинах — только в кафе и ресторанах. Но Латыпова нашла выход: она выкупила не только магазин в Казани (600 кв. м), но и кафе по соседству и стала продавать его продукцию через прилавки, хотя формально оборот готовой еды оформлялся через кафе.
Тем временем, это направление очень перспективно и выгодно, особенно сегодня, когда маржа ритейлеров снизилась до однозначного числа. «В кулинарии маржа ритейлера начинается с 50% и достигает 80%, — пояснил «Секрету фирмы» генеральный директор Столичной торговой компании (оператор сети гастрономов «Глобус гурмэ») Андрей Яковлев. — Это перспективное направление для всех ритейлеров, за исключением разве что дискаунтеров, которые делают ставку на товары длительного срока хранения. Но и самое проблемное — работать со свежим товаром и готовыми блюдами очень дорого и сложно».
Впрочем, Муслима Латыпова сложностей не боится. «Когда меня спрашивают, кто были моими учителями в жизни, я отвечаю: трудности, которые мне приходилось преодолевать, — говорит она. — Естественно, мне было нелегко и тогда, и сейчас тоже».
Латыпова изначально поставила себе высокую планку. «Помню, как в начале девяностых годов поразил меня один магазин в Греции. Я долго стояла около витрины с сырами и насчитала более трехсот сортов, — вспоминает она. — Меня удивляло все — и как их нарезают для покупателей, и как вообще их обслуживают. У нас же тогда все было по-другому: не хочешь — не бери. Что поделаешь, такая была советская культура обслуживания».
Предпринимательница решила частично транслировать греческую модель на свой бизнес и увлеклась развитием ассортимента. Матрица супермаркетов сети площадью 1-2 тыс. кв. м составляет до 40 тыс. наименований товара. Обычно на таких площадях располагается в четыре раза меньше позиций. Впрочем, ассортимент в «Бахетле» тоже специфический — например, в супермаркете на Парке Горького в Казани можно выбирать десятки видов колбасы, но не купишь спички. «Конечно, большой ассортимент повышает наши издержки, но одновременно привлекает поток покупателей», — объясняет Муслима Латыпова. Многие из них потом становятся постоянными клиентами «Бахетле». Во многом — благодаря качеству продуктов в блюдах собственного производства.
«Я не знаю, откуда у меня появилась такая черта в характере, но во всем для меня всегда главным критерием было качество. Когда я решила делать торты и другую выпечку, то пригласила для беседы завпроизводством, но, лишь сказав ей, что мы в торты будем класть крестьянское масло, а не любительское, услышала в ответ, что сошла с ума. Но я все равно убедила ее, что мы будем работать только на качественном сырье. И такой подход оправдал себя», — вспоминает хозяйка «Бахетле». Если бы не кризис, сейчас сеть магазинов компании была бы значительно крупнее — в 2007 году Латыпова объявила о своих планах открыть до 2010 года десять магазинов в Москве.
Трудности перевода
Но кризис внес свои коррективы в планы Латыповой. За пределы Татарстана «Бахетле» вышла еще в 2006 году, открыв первый магазин именно в столице. На сегодняшний день в Москве работает три супермаркета, еще два находятся в Московской области. Впрочем, от планов довести число магазинов в столичном регионе до десяти «Бахетле» не отказывается. «За год до кризиса мы начали внедрять SAP, программу, которая позволяет нам автоматизировать ручной труд и улучшить систему управленческого учета, пересмотрели многие другие процессы компании в сторону оптимизации», — отмечает Муслима Латыпова.
Хотя столичный рынок к провинциалам неприветлив, компании удалось занять на нем свою нишу. По итогам первого квартала 2008 года средний чек в московских магазинах компании составлял 814 руб., а в казанских — 443 руб. Тем временем, для супермаркетов нормальным чеком считались 300-400 руб. Муслима Латыпова признает, что ей не удастся побороть крупные сети ценами. Поэтому и не пыталась — «Бахетле» всегда считался дорогим магазином даже по меркам состоятельных москвичей. Это притом, что существенный доход компании приносит не только розница, но и собственное производство.
Латыпова — поклонник вертикально интегрированного бизнеса. Еще в 2004 году она скупила земли семи бывших совхозов в Нижнекамском районе Татарстана и создала там сельскохозяйственный комплекс «Бахетле-Агро», который занялся производством овощей, мясной и молочной продукции для сети. «У нас была земля и желание все делать под ключ — иначе как можно гарантировать качество? — рассказывала Латыпова «Секрету фирмы». — Для одного блюда подходит рассыпчатая картошка, для другого — более крепкая. Независимые производители в этих тонкостях разбираться не будут». Правда, летом 2007 г. Латыпова формально вышла из этого бизнеса, продав «Бахетле-Агро» компании «Профит Групп».
Параллельно компания медленно, но верно строила торговые центры в Казани и открывала новые магазины. Делать это быстрее Латыпова не могла. Проблемой «Бахетле», которая не позволяет быстро транслировать успешный формат на многие магазины, является именно собственное производство. «Быстро клонировать магазины для нас — значит потерять в качестве обслуживания. Мы просто не успеваем готовить персонал для новых точек», — признает Латыпова.
Зато Муслима Хабриевна успевает параллельно с ведением бизнеса заниматься благотворительностью. Один из крупнейших проектов «Бахетле» — бесплатные обеды для нуждающихся, организованные совместно с мэрией Казани. Каждый день, кроме воскресенья, 1500 человек, чьи доходы не превышают прожиточного минимума, бесплатно получают полноценный горячий обед с социальных столовых. Кроме того, «Бахетле» строит мечети, помогала участникам трагедии в Беслане, в возрождении Петропавловского Собора в Казани, восстановила «Дом купца Каменева» в Свияжске. Теперь здесь будет гостиница и ресторан.
«Если говорить о наживе, то мне, наверное, уже давно можно было уйти из бизнеса. Несколько раз мне предлагали продать «Бахетле», и я, согласитесь, могла бы все продать и ничего не делать, — рассказывала Муслима Латыпова в интервью Daily Talking. — Тогда зачем мы занимаемся благотворительностью? Если бы я ставила своей целью просто заработать деньги, то всем этим, я, наверное, не стала бы заниматься».
Сергей Кощеев