Меню

Мы сделали все, чтобы уничтожить рабочие профессии

Работать в производстве было не просто не престижно, нас пугали: будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ, будешь рабочим Лилия Шатрова, руководитель корпоративного университета, бизнес-тренер

Работать в производстве было не просто не престижно, нас пугали: будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ, будешь рабочим

Лилия Шатрова, руководитель корпоративного университета, бизнес-тренер HeadHunter

Работать
в производстве было не просто не престижно, нас пугали: будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ, будешь рабочим

Сегодня много говорят о планах модернизации экономики, о необходимости восстанавливать производства, осваивать новые рынки. Пока я не представляю, как это будет осуществляться — на кадровом рынке по всей России существует колоссальный дефицит как рабочих специальностей, так и технологов, инженеров.

За последние двадцать лет Россия сделала все, чтобы уничтожить рабочие специальности. Работать в производстве было не просто не престижно, нас пугали: будешь плохо учиться — пойдешь в ПТУ, будешь рабочим. Вместе с тем государство, а потом и новые собственники заводов, просто перестали платить адекватные зарплаты людям производственных специальностей.

В результате очень много специалистов с прекрасным техническим образованием, опытом ушло из профессии. С 90-х они переходили в торговлю, потому что там были «живые» деньги. Нынешнее поколение выпускников идет в менеджеры по продажам. Потому что в своей профессии они до сих пор не могут хорошо зарабатывать. Молодым специалистам интереснее пойти в продавцы с фиксированной зарплатой и дополнительными бонусами от продаж, чем сидеть на «фиксе» без возможности увеличения дохода.

А производственники, между тем, годами не могут найти специалистов. Помню, когда я работала в алкогольной компании HR-директором, как я искала хорошего технолога. Это была практически невыполнимая задача. И так в принципе в любой отрасли — в алкогольной, химической, пищевой, молочной. Недавно коллеги из «Юнимилк» говорили, что готовы перекупать технологов молочной отрасли за любые деньги, но их просто нет.

Конечно, спрос рынка на специальности может изменить ситуацию. Помните, как в те же 90-е непопулярной считалась профессия банкира: работали в банках в основном женщины и получали копейки. Cо становлением страны на рыночные рельсы в банки стали приходить мужчины и зарабатывать большие деньги.

Однако, чтобы специалисты рабочих и технических специальностей появлялись в необходимом стране количестве, одного желания работодателей мало — нужна государственная пропаганда рабочих профессий. Конечно, престижными такие профессии не станут, чудес не бывает. Но статус рабочего необходимо поднимать. И делать это нужно и через публикации в СМИ, и через телевидение — нужна серьезная работа над общественным мнением.

Возьмите старые фильмы, «Девчата» и другие, которые пропагандировали образ жизни рабочего. Когда государству нужно было посадить женщину на трактор, выходило огромное количество статей про подвиги трактористок, их поздравляли, награждали. Как только изменилась государственная политика, власти поняли, что женщинам еще и рожать, трактористки с телеэкранов резко пропали. Хотя женщины в этой профессии и тогда были. Но писать и говорить начали о других — женщинах-домохозяйках, о том, как важно рожать и растить детей.

Конечно, сейчас старые решения уже не сработают, нужно искать новые. И опыт показывает, что возможности социального конструирования каких-то профессий есть и сегодня. Причем во всех странах пропаганда государственных идей существует и при негосударственных СМИ. Нужны экономические санкции, политические решения. Когда Америке необходимо было за короткое время отучить граждан от курения, власти вводили штрафы за курение в общественных местах. А если у нас задача поощрить работников отрасли — давайте создавать красивые современные проф-училища, увеличивать зарплаты учителям в этих училищах и говорить об этом. И тогда молодые люди сами изменят свое отношение к производственному труду. И пустых разговоров не нужно.

Когда я стажировалась в Париже, увидела как-то такую сцену: идет высокий молодой мужчина невероятной красоты в центральном сквере Парижа и с ним пятеро маленьких детей. Я подумала, какой интересный отец. Но, приглядевшись, поняла, что он не их отец, а воспитатель детского сада. Так вот, на него было настолько приятно смотреть, что я как-то сразу поняла, что профессия воспитателя у французов престижна. Этот мужчина вызывал уважение своим видом, было понятно, что он хорошо зарабатывает, что доволен своим социальным положением. А не то, что воспитатели в России, кто бы из нас хотел быть женой воспитателя детского сада?

В России статус некоторых профессий уже удалось поднять за последнее десятилетие. Безусловно, улучшилось отношение к военным, профессия которых обесценилась в 90-е годы. С приходом к власти Путина стали улучшаться условия службы, повышаться не только зарплаты военных, но и пенсии отставных военнослужащих. Этот опыт нужно переносить и в плоскость производственного бизнеса для решения государственных задач.

Лилия Шатрова

Колонка написана специально для «Делового квартала»