Меню

На Татарстане опробуют этап новой реформы МВД

Татарстан наряду с 4 другими регионами станет пилотным для новой системы регистраций преступлений по аналогии с ГАС «Выборы». Это 1 из 5 шагов новой реформы полиции, затеянной новым министром МВД.

В начале августа министр внутренних дел России Владимир Колокольцев сообщил, что практически завершена подготовка «дорожной карты» структурных изменений в министерстве. Она начинается с признания, что «ни переаттестация, ни создание новой законодательной базы не привели к качественным позитивным результатам». Авторы документа делают вывод, что реформа провалилась из-за сохранения старых систем регистрации преступлений и оценки эффективности работы полицейских.

РБК daily сегодня сообщает подробности новой реформы. Первым этапом (всего их будет пять) станет коренное изменение этих систем. По аналогии с ГАС «Выборы» планируется спроектировать государственную автоматизированную систему правовой статистики (ГАС ПС) и создать федеральный центр обработки статистических данных о состоянии преступности. На первых порах технические новинки будут внедрены в пилотных регионах — Татарстане, Орловской, Псковской, Смоленской и Тульской обла­стях.

Для удобства граждан проведут еще один эксперимент: заявления о преступлениях и пропавших без вести можно будет подать через электронный терминал, также появится возможность обратиться к полицейским через Интернет. Впервые вводится обязательная оценка действий полиции со стороны заявителей, привлечение волонтеров-психологов при работе с потерпевшими от преступлений при приеме заявлений. Наконец, будет усовершенствована система информирования потерпевших о принятых по заявлениям мерах.

Но самым революционным станет появление в ведомственной статистике понятия «происшествие с признаками преступления», для чего понадобится пересмотр положений уголовно-процессуального законодательства. Такой эксперимент, напоминают авторы «дорожной карты», уже проводился МВД в 2002 г. и дал положительные результаты. Его суть в том, что следователей лишат возможности отказывать заявителям в возбуждении уголовных дел.

В результате в статистике останутся только три показателя: возбужденные и прекращенные уголовные дела плюс дела об административных правонарушениях. По любому заявлению будет возбуждаться уголовное дело о происшествии. У полицейских появится возможность в полном объеме проводить экспертизы, допросы, очные ставки и другие процессуальные действия. По их итогам будет выноситься решение о прекращении дела либо о проведении дальнейших следственных действий. Количество прекращенных уголовных дел авторы «дорожной карты» призывают не считать негативным показателем. Общий объем работы для следователей и дознавателей, безусловно, увеличится, признают реформаторы, но это лучше, чем сейчас, когда полицей­ские тратят вхолостую силы для составления отказных материалов.

Вторым этапом «дорожной карты» станет структурная и штатная оптимизация МВД. В частности, будут увеличены низовые подразделения полиции в сельской местности, в поселках и малых городах. А вот в руководстве ведомства должностей станет меньше. Сегодня в МВД есть руководитель органа внутренних дел и есть его заместитель, возглавляющий полицию (по-старому начальник криминальной милиции). Простые граждане не понимают, почему начальник ГУ МВД не является главным полицейским, и даже многие журналисты упорно называют министра Колокольцева начальником российской полиции.

Несколько серьезных изменений предлагается в центральном аппарате — объединение штабных подразделений и пресс-службы, восстановление влияния МВД на безопасность в ЗАТО и на особо режимных объектах, создание наиболее оптимальной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Третьим шагом станет очищение рядов полиции от коррупционеров, пьяниц и лодырей. «Масштабные новые переаттестации проводить нецелесообразно, необходимо использовать метод точечных аттестаций отдельных подразделений и служб. К точечным аттестациям следует в обязательном порядке привлекать членов общественных советов и использовать все имеющиеся компрометирующие материалы в СМИ, Интернете, в подразделениях соб­ственной безопасности МВД», — говорится в документе. Также предлагается ввести ежегодное анонимное анкетирование сотрудников.

Четвертый этап реформы призывает полицию к большей открытости. Для этого будет возобновлена публикация в СМИ ежегодных отчетов МВД перед населением, пересмотрен состав общественных советов с привлечением к их работе правозащитников. Службу 02, похоже, планируется разделить на несколько «горячих линий» по направлениям — о нарушениях закона полицейскими, о пропавших детях, о террористических, насильственных, экстремистских проявлениях.

Заключительным этапом станет качественное улучшение раскрытия и расследования преступлений. Для этого в МВД создадут объединенный банк данных региональных, межрегиональных и транснациональных преступных сообществ. При уголовном розыске предлагается создать центры по поиску пропавших детей.