«Деловой квартал» провел очередной читсовет. Предметом разговора стал кадровый вопрос в юридической сфере. Он, как выяснилось, болезненный как для преподавателей юрфаков, так и работодателей.
Признаемся: идет профанация образования
Стоимость образования на юрфаке самая высокая, как и уровень заработных плат, который готовы предложить выпускникам работодатели. Однако из сотни, приходящих на собеседование специалистов, для работы годится в лучшем случае один. Преподаватели, присутствовавшие на читательском совете «ДК» претензии о качестве образования принимают. По их словам виной низкой квалификации выпускников – почти полная профанация образования, произошедшая из-за перекошенной системы и плохого качества закона об образовании.
Виталий Дышлевой, начальник юридического отдела, заслуженный юрист РТ
В нынешней ситуации в вузах конкурс отсутствует не только в коммерческих, но и государственных вузах. Не отбирают, а набирают студентов. Добросовестно принимать экзамены в ходе учебы тоже не требуется. Лицо ответственное тихонько подсказывает, что «топить» студентов нельзя, они же вуз кормят. В итоге мы их выпускаем. Процесс лицензирования так сильно упростился, что лекции читают в подвальных помещениях. И посмотрите, кто читает: среди преподавателей юриспруденции есть и музыканты, и художники. Чтобы решить проблему качества образования, наверное, нужно пойти несколько недемократическим путем. Государство должно подсчитать, сколько стране нужно юристов.
Виктор Гуревич, доцент кафедры ГТП, заслуженный юрист РТ
В 1992 г. перед ректорами встала сложная задача выживания. Когда на технические специальности никто не стремился попасть, им пришла мысль переименоваться в университет. Для этого они открыли гуманитарные специальности без выяснения, нужно ли столько пиарщиков и юристов. Факультеты появились во многих вузов, но держать планку у многих не получилось. И пора самим себе признаться: идет профанация высшего образования. Когда мы говорим «юридические факультеты» - это слишком общая формулировка. Точнее сказать, есть специальность «юриспруденция». На сегодняшний день юристов готовят в 13 вузах, включая филиалы. У самого блестящего выпускника с красным дипломом лишь три практики: ознакомительная на кафедре, производственная и преддипломная. Если в ходе преддипломной он никому не приглянется, то он выпускается в никуда.
Румия Абдуллаева, доцент ИЭУП
В иностранном вузе не считают проблемой, когда из всего потока с дипломом выпускается лишь пять человек. Остальным дают справку о том, что они получили образование. Но диплом они не получают, потому что не соответствуют требуемому уровню, например. Может быть, нам нужно идти тем же путем. При нынешнем законе получение образование упрощено. Может быть практику усилить, работодателям изменить формальный подход к прохождению студентами практики. У нас есть договоренность с работодателями. Но мало кто из работодателей обращается к вузам, чтобы работать со студентами. Мы стараемся сами организовывать круглые столы: приглашать практиков-юристов, судей, других специалистов. Это нужно, чтобы студенты видели, какие им нужны знания. У нас есть «юрклиника», в работе которой принимают участие студенты, по-настоящему заинтересованные в практике.
Работодателям нужны не дипломы, а бунтари!
Представители юридических компаний также уровнем образования в вузах недовольны. Они говорят, что выпускники не готовы к практической работе, кроме того, университеты не готовят юристов узких специализаций, чего требует рынок. Но бизнесмены, присутствовавшие на встрече, считают, что есть возможность изменить ситуацию, не дожидаясь смены законодательства. Работодатели предпочитают «доращивать» студентов до удовлетворительного уровня самостоятельно. Они просят вузы о том, чтобы те облегчили им «доступ» до студентов.
Тагир Назыров, управляющий партнер компании «Либерти Груп»
Несколько лет карта наших вакансий открывалась с очень жесткого требования: КГУ, красный диплом. Год назад мы не просто отказались от этого требования, а запретили его. Приходят девочки и мальчики, белый верх, черный низ - прямо зайки! А знаний нет. Я знаю и по себе и по своим клиентам – запрос не на красный диплом. Нужен бунтарь, человек, который выйдет за рамки. Может, вы будете смеяться, но один из вопросов для наших соискателей – загадка из спичек – переложи спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону. 99% вообще не способны думать. Я не ожидал, что мнение совпадет у разных сторон. Но не соглашусь, что для того, чтобы ситуация изменилась, нужно менять вопрос об образовании. Есть вещи, которые можно начать делать прямо сейчас! Нам нужен простой мостик между потребителями (работодателями) и производителями (вузами). Для этого не требуются изменения в законе, а нужно лишь договорившись, организовывать встречи. Тогда можно студентам можно показать очертания запросов, которые их ожидают на свободном рынке. Система образования никогда не будет успевать за запросами рынка, поэтому вузы должны уметь отходить от программ, ненадолго и с помощью работодателей.
Светлана Салмина, руководитель налоговой практики АНП ЗЕНИТ
Мы ищем и отбираем себе «звездочек», проводим в КГФЭИ семинары по налогам. Но приходят один-два. Студенты просто не понимают, для чего им это нужно. Но если они приходят к нам, они выходят с горящими глазами. Мы не сторонники того, чтобы формально проводить практику наших студентов. Если уж они пришли, то мы даем им реальные задания. Даже если у нас нет нагрузки для специалиста, мы все равно готовы взять студента, который готов развиваться.
Конкурс – человек из ста
Виктор Баев, управляющий партнер Castra Praetoria partners
Я представляю московское партнерство, которое с 90-х годов занимается юридическим сопровождением избирательных процессов. Мы имеем постоянно растущий рынок, а кадров нет вообще. Для наших целей, мы проводим специальное обучение. Из ста человек, который приходит к нам на собеседование, мы берем на обучение в лучшем случае одного. Кроме того отсев идет и в ходе обучения, поскольку мы заинтересованы не в том, чтобы выдать диплом, я получить квалифицированного специалиста. Я считаю, что после вузов квалифицированных кадров, способных самостоятельно работать, нет вообще. Проблема в том, что востребованных специальностей в вузах не преподаются. В лучшем случае они даются как факультатив. Специализация после 3-х курсов есть, но она очень расплывчата. В нашем же обучении только изучение конституции идет три месяца каждый день. Один установочный курс у нас длится также 3 месяца. Но правильно говорят, что привлечь студентов – очень сложно. Нам приходится к студентам прорываться.
Фото Егор Алеев