Меню

Начнется ли новая холодная война: дайджест мнений

4-5 июня состоялась встреча неформального клуба глав ведущих государств мира – G7. Впервые за 17 лет в серии саммитов G не принимал участие президент России.

В преддверии, в ходе и после G7 влиятельнейшие политики активно комментировали трансформацию привычного G8 в G7. ДК собрал их высказывания, чтобы выяснить: означают ли включение Крыма в состав РФ и бои на востоке Украины начало новой холодной войны.

Саммит G8 в июне 2014 г. должен был состояться в Сочи, где Россия с триумфом провела Олимпийские игры. Это символизировало бы выход «новой», реформированной России на более высокий уровень в группе лидирующих держав планеты. Вместо этого первые лица Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии в Брюсселе обсуждали ситуацию на Украине и новую волну санкций в отношении РФ на случай обострения вооруженного конфликта в Донбассе. Владимир Путин из Москвы пожелал экс-коллегам по G8, объявившим конфронтацию на Украине «основным блюдом переговорного меню», «приятного аппетита».

Незадолго до того, выступая в военной академии Вест-Пойнт, президент США Барак Обама сделал несколько программных заявлений о том, как «Америка будет обеспечивать свое лидерство в новом мире». Высказался он и о том, возможна ли новая холодная война с РФ.

По словам американского президента, для США времена прямой конфронтации с кем-либо в мире – в прошлом:

«Шансы прямой угрозы со стороны какого-либо государcтва – невысоки и несравнимы с теми опасностями, с которыми мы столкнулись во времена холодной войны. […] Последние события в Украине напоминают о тех днях, когда советские танки шли по Восточной Европе. Но сейчас не времена холодной войны. Наша способность формировать общественное мнение помогла нам сразу же изолировать Россию. Благодаря американскому лидерству мир моментально осудил российские действия. […] И эта мобилизация мирового общественного мнения и международных институтов послужила противовесом российской пропаганде, российским войскам на границе и вооруженным ополченцам в лыжных масках».

Вместе с тем, Обама заявил, что США по-прежнему готовы вести иностранные кампании, если «ядерные материалы не находятся под защитой» или есть риск эскалации агрессии:

«По мере выхода сирийской гражданской войны за границы, повышается шанс того, что закаленные в боях группировки нацелятся на нас. Неконтролируемая региональная агрессия на юге Украины, в Южно-Китайском море, или в любой другой точке земного шара, в конечном счете, повлияет на наших союзников и может вовлечь нашу армию».

По существу, ответ на программу «сохранения лидерства Америки» Обамы содержался в выступлении министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на заседании Российского совета по международным делам 4 июня 2014 г. Министр считает, что и после окончания холодной войны западные лидеры РФ видели в России прежде всего соперника, а не партнера:

«[…] В течение последней четверти века мы с партнерами в Евро-Атлантике вели разговоры о выстраивании стратегических отношений, создавали совместные структуры, […] принимали политические декларации с призывами к формированию единого пространства мира, безопасности и стабильности. Но одновременно западные партнеры продвигали свою повестку дня, игнорируя интересы России, расширяли НАТО, в целом вели дело к тому, чтобы передвинуть контролируемое ими геополитическое пространство вплотную к российским границам».

Г-н Лавров вместе с тем предостерег от «скатывания в русло примитивных схем прямолинейного противостояния между Россией и Западом»:

«Второе издание холодной войны в современном глобальном мире невозможно. […]  Россия готова продолжать вносить конструктивный вклад» в решение острых международных проблем, но только на взаимоуважительной основе. «Обрубать канаты» и «задраивать люки» — не вариант в отношениях между Россией и Западом ни для нас, ни для них. […] Хотелось бы думать, что нынешний кризис станет своего рода освежающей грозой, которая, может быть, не сразу, но позволит перевести отношения с западными партнерами на более здоровую и честную основу. В ней, наверное, будет меньше мучительных дискуссий о поиске общих ценностей и больше признания права друг друга быть разными, больше стремления строить отношения на прочном фундаменте равноправия, взаимоуважения, взаимного учета интересов».

Зримым подтверждением слов министра иностранных дел РФ о «невозможности второго издания холодной войны» служит и ситуация с французскими вертолетоносцами «Мистраль». Участвующий во встрече G7 президент Франции Франсуа Олланд заявил, что его страна (полноценный член НАТО, включая и его военную организацию – прим. ред.) не видит основания для отказа от выполнения контракта по строительству для РФ двух военных кораблей:

«Франция привержена исполнению контракта, который был подписан в 2011г. Сегодня мы этот контракт выполняем. На настоящий момент никаких санкций третьего уровня или таких, которые могли бы привести к отмене тех или иных поставок, принято не было. Поэтому контракт выполняется, это предельно просто. […] Если контракт должен быть разорван, предусмотрена неустойка, будет возвращение денег, нескольких миллиардов евро. Нет никаких причин начинать этот процесс».

В интервью французскому телеканалу TF1 и радиостанции Europe-1 перед своим визитом в Нормандию на празднование 70-летия высадки союзников, президент России Владимир Путин поддержал линию французского коллеги на смягчение конфронтационной риторики, заявив, что кризис на Украине не должен привести к возрождению холодной войны, а разрешать его надо через диалог:

«Во-первых, мы, надеюсь, не вступаем ни в какую новую фазу холодной войны. А во-вторых, я настаиваю на этом, люди, где бы они ни проживали, имеют определенные права и должны иметь возможность их отстаивать. Только в этом дело».