Любовь Калеева, заместитель управляющего филиалом ОАО «ТрансКредитБанк» в г. Казани Колонка написана специально для «Делового квартала» Сегодня не прекращаются споры об обязательном и
Любовь Калеева,
заместитель управляющего филиалом ОАО «ТрансКредитБанк»
в г. Казани
Колонка написана специально для «Делового квартала»
Сегодня не прекращаются споры об обязательном изучении татарского языка в общеобразовательных школах республики. Не понимаю, о чем тут можно спорить: мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране. Права каждой нации закреплены Конституцией РФ, другое дело, что соблюдаются они формально. Оттого и споры.
Согласно статье 68, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, республики вправе устанавливать государственные языки и использовать их в органах государственной власти. Хочется отметить, что в нашей республике эта статья Конституции работает: у нас законодательно закреплен паритет языков — русского и татарского — как государственных. Но русский остается ведущим языком до сих пор.
Так почему же в Татарстане столько противников изучения татарского языка? Так и слышу слова возмущения: «Зачем моему ребенку татарский язык? Он обойдется без него!», «Не устраивает методика обучения!», «Некачественные и неинтересные учебники!», «Не устраивает количество часов, отведенных на татарский язык!». Да, проблемы с методикой есть, но их должны решать чиновники от образования. Таким образом можно найти изъяны в любом предмете, который изучается в школе. Но я думаю, что в большинстве случаев за лозунгами противников прячется именно не претензии к методике обучения, а именно нежелание изучать язык!
Самое досадное, что это нежелание только поддерживается властями. Недавно депутаты Госдумы — Жириновский, Лебедев, Рохмистров и другие — предложили внести изменения в закон «О языках народов народов РФ» и в закон «Об образовании». А именно речь шла о том, чтобы сделать изучение национальных языков не обязательным, а факультативным. Но вспомните, так ведь уже было в советское время — татарский был факультативным уроком: хочу — изучаю, хочу — нет. В результате на него никто не ходил. А сейчас те ученики, ставшие взрослыми, уже не могут передать родной язык своим детям. К чему эта законодательная инициатива приведет, догадаться несложно. Наши дети могут уже окончательно утратить родной татарский язык.
В результате мы уже сегодня видим, что язык просто перестает использоваться, перестает быть нужным. За знание английского мы платим деньги: и репетиторов нанимаем, и на курсы ходим. Важным нам кажется и итальянский, и даже китайский. Но неужели эти языки важнее, чем язык нашего татарстанского народа, наших родных или тех, кто живет рядом с нами. Сегодня многие любят блеснуть чтением Шекспира на языке автора, но никто не хочет читать Тукая, Джалиля в подлиннике.
Теперь уже надо как-то мотивировать молодое поколение на знание татарского. Мне бы хотелось, чтобы дети не просто изучали его в школе, а чаще общались на нем после урока и за пределами школы. Как и при изучении любого другого языка, нужна практика, языковая среда, а она-то как раз есть. Или, думаю, было бы правильно устраивать в детских садах, школах дни татарского языка, когда весь день все говорят на татарском. Тогда у ребенка будет реальная потребность, необходимость в изучении языка.
И дело не только в разговоре на татарском. Знание языка, культуры и обычаев позволяет человеку иной нации лучше взаимодействовать и сотрудничать с людьми в многонациональной среде. Это поможет лучше понимать людей с другим мировоззрением, ментальностью. В Татарстане на стыке двух культур знание языка дает преимущества. Ведь русский язык знают все. Родители-татары из отдаленных от крупных городов мест стремятся, чтобы их дети изучали и хорошо знали русский язык, прекрасно понимая его значимость и необходимость.
Изучая другой язык, ты обогащаешь свой внутренний мир, расширяешь свой кругозор, развиваешься. Тем самым становишься ближе к народу, лучше понимаешь его. Все это в совокупности благотворно влияет на межэтнические отношения.
Мне не хотелось бы, чтобы наши дети считали урок татарского языка бессмысленно потраченным временем. Если по окончании школы они смогут понимать и говорить хотя бы на бытовом уровне, слушать радио, смотреть ТВ-передачи, смотреть театральные постановки, это уже будет хорошо.
Любовь Калеева