Меню

Настало время сломать оптический «рынок»

эти «полуподвальные» предприниматели пишут в своих рекламных объявлениях, что они «изготавливают очки любой сложности»! И неужели никто не задается вопросом, где они их изготавливают?

Буквально на днях в Казани я стала свидетелем картины, которая меня, как врача, просто шокировала. На обочине дороги, прямо на пыльном асфальте бойко шла торговля… очками, корригирующими зрение. Женщина-продавец, работник явно не медицинский, спокойно наблюдала, как покупатели в поисках нужной модели активно рылись в большой картонной коробке с очками… И стало горько от того, что Казань, с одной стороны, активно борется за звание европейского города, а с другой, вот такие вопиющие факты уличной торговли не позволяют нам считать наш город европейским.
Этот неприглядный, но яркий факт в очередной раз стал свидетельством того, насколько низкая у нас в Казани, да и в России в целом, культура потребления оптической продукции. Причем и очков, и контактных линз. Ведь сейчас 80% оптического рынка Казани — это, простите, лотки на улице. Которые будут активно реализовывать свои, с позволения сказать, оптические товары до тех пор, пока у них есть покупатели.

Как врач, как бизнесмен, как человек, который много времени и сил уделяет сохранению здоровья своих пациентов, я просто поражена тем, насколько некоторые казанцы халатно относятся к собственным глазам. Ведь покупая лекарства, например, мы все отдаем себе отчет, что для медикаментов существуют определенные правила и условия хранения и реализации. И почему-то забываем, что и очки, и контактные линзы также являются товарами медицинского назначения и тоже должны храниться и реализовываться соответствующим образом.

Так почему же некоторые люди покупают, к примеру, контактные линзы в салонах оптики, которые расположены в полуподвальных помещениях и зимой промерзают чуть ли не насквозь? Удивительно, но эти «полуподвальные» предприниматели пишут в своих рекламных объявлениях, что они «изготавливают очки любой сложности»! И неужели никто не задается вопросом, где они их изготавливают, на каком оборудовании, есть ли у них, в конце концов, лицензия на изготовление очков? К сожалению, никто.

Иногда салоны «оптики» — я сознательно ставлю это слово в кавычки — открывают ларьки по продаже контактных линз в крупных торговых центрах. Естественно, эти точки продаж не оснащены никаким оборудованием для проверки остроты зрения, там нет врача. Там вообще ничего, кроме прилавка, нет. Тем не менее, данные «точки» не только продают контактные линзы, но и подбирают их клиентам! А персонал такой «оптики» водит своих покупателей надевать линзы в туалет торгового центра, потому что только там можно вымыть руки. И это уже даже не смешно.

Очки — не предмет одежды, это товар медицинского назначения. Их производство должно соответствовать определенным стандартам и требованиям, существует подробный регламент производства этих изделий. Но кто это проверяет?

Кроме того, закон никак не регламентирует сам процесс продажи оптики. Поэтому очень многие, я также беру это слово в кавычки, «бизнесмены», считают, что могут вести эту деятельность, ни на грамм не осознавая ответственность за здоровье глаз пациентов, которая на них ложится.
В Казани работает 20 оптик нашей сети, и мы каждый день ощущаем, насколько серьезной стала эта проблема. Постоянно к нам приходят клиенты, которым подобранные в «псевдооптиках» очки только усугубили проблемы со зрением.

Так, нашим пациентом стал мальчик, зрение которого подвергалось большой опасности из‑за неправильно подобранной оправы, хотя очковые линзы были ему подобраны верно.
Это говорит о том, что в таких салонах зачастую работают не врачи — и это тоже существенная проблема. В России оптометристов, то есть специалистов, которые профессионально занимаются подбором очков, до сих пор готовит единственный питерский колледж. В то время как в Европе, на которую мы постоянно равняемся, на оптометриста учатся в течение 7 лет. И снова пример из жизни: в одном из казанских салонов я задала продавцу, подбирающему очки, очень простой вопрос и даже не удивилась, что он не знает такого простого термина, как гиперметропия — дальнозоркость.

Безусловно, на рынке оптических услуг в России назрел перелом. Конечно, в первую очередь перелом должен произойти в сознании наших граждан. Но и государство, я считаю, должно усилить контроль за этой отраслью. Пусть будет повышен порог вхождения в бизнес, введено обязательное лицензирование салонов оптики.

Пока же получается, что лицензирование добровольное. И те компании, которые лицензии получили, Рос­здравнадзор контролирует, проверяет иногда даже больше, чем оно того стоит. А остальные 80% нелицензированных компаний спокойно работают на рынке оптики и наносят колоссальный вред и покупателям, и рынку в целом.