Меню

Не до отдыха!

Рамиль Мифтаховпрезидент ассоциации туристских агентств Республики Татарстан   МИНУС Клиентов у туркомпаний стало меньше — они заняли выжидательную позицию. Традиционно на октябрь‑ноябрь приход

Поток клиентов туристических компаний сократится на треть.
Рамиль Мифтахов
президент ассоциации туристских агентств Республики Татарстан
 
МИНУС
Клиентов у туркомпаний стало меньше — они заняли выжидательную позицию.
Традиционно на октябрь‑ноябрь приходится пик бронирования новогодних туров. Однако нынешней осенью их забронировано на 40‑50% меньше, чем в прошлом году. Многие отложили поездку на февраль‑март. Пока сложно точно спрогнозировать, каким будет спад в летний сезон‑2009, однако, я полагаю, он составит не менее 30%.
В большей степени пострадают турагентства, предлагающие массовый пляжный и экскурсионный отдых. Отдых — это первое, на чем в трудные времена люди начинают экономить. Кроме того, из‑за ужесточения кредитной политики банков тур­агентства и туроператоры лишатся клиентов, которые приобретали путевки в кредит. Компании, предлагающие дорогой отдых — событийные туры и экзотику, а также лечение и образование за границей — также недополучат часть прибыли. Клиенты, которые отдыхали по графику «летом — пляж, зимой — лыжи», будут покупать более дешевые туры. Например, менять дорогие Бали и Доминикану на демократичный Таиланд или Египет, а элитный Куршевель  — на Австрию или Андорру.
Операторы будут снимать чартерные рейсы. К примеру, в октябре «Тэз тур» уже отменил 2 чартера на Хургаду с вылетом из Москвы. Операторы, отправляющие чартеры из Казани — «Тэз тур», «Мострэвел», «Coral Travel» и «Пегас‑Туристик» — сократили объем перевозок на чартерных рейсах на 20‑30%.
Авиакомпании ждет укрупнение. Однако, вопреки мнению некоторых игроков туристического рынка, возможное банкротство или поглощение авиакомпаний крупными игроками не приведет к улучшению качества и безопасности перевозок — даже у солидных компаний основу парка составляют старые самолеты, и возможности приобретать новые машины не предвидится.
 
ПЛЮС
Туристический бизнес «вылечится» от кадрового голода. В докризисные времена, когда поток туристов ежегодно увеличивался как минимум на 15%, в агентствах не хватало грамотных менеджеров. В сложившейся ситуации выжившие игроки получат возможность брать на работу квалифицированных специалистов. Я сам недавно делал тестовую рассылку по туристическим агентствам с объявлением о наборе персонала. За два дня на почту пришло 15 резюме на вакансию менеджера — такого высокого отклика не было никогда.
Число туристических компаний, безусловно, сократится. Прекратят свое существование туристические фирмы, созданные как дополнительный бизнес владельцами агентств недвижимости и юридических контор. Финансовый кризис приведет к закрытию компаний, соз­данных ради того, чтобы со значительной скидкой выкупать у туроператора путевки «для своих». Туристический рынок еще до кризиса демонстрировал отрицательную динамику — в первом полугодии 2008 г. было открыто на 30% меньше компаний, чем за первые 6 месяцев 2007 г., а крупные игроки прогнозировали уход с рынка мелких компаний. Сложившаяся ситуация только ускорит этот процесс.
Компании не станут «резать» продукт. Туроператоры будут продавать путевки на те же направления, что и раньше. Однако произойдет сокращение объемов продаж. Как следствие — не будет «горящих» путевок. Сокращение числа авиаперевозок приводит, во‑первых, к снижению рисков — лучше поднять один самолет с полной загрузкой, чем 3 полупустые машины. Во‑вторых, выросла «глубина» продаж: если раньше можно было за день до вылета купить тур с большим дисконтом, то сегодня бронировать путевку надо не позд­нее чем за 3 недели до вылета. Это позволяет туристическим компаниям работать с нормальной наценкой в 10‑12%.