Надо продавать за рубеж не лучшие умы, а продукт их труда — коробки с ПО Сергей Земков управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах Закавказья Государственные
управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах Закавказья
Для нас сейчас актуально включение в штат специалиста по Government Relations, поскольку в сфере взаимодействия государства и IT‑отрасли есть масса проблем, в решении которых наш опыт мог бы быть весьма полезным. Но готовы ли государственные руководители к нашим инициативам, заинтересованы ли они в диалоге с ведущими компаниями IT‑индустрии? К сожалению, далеко не всегда: к реальной жизни многие из них не имеют никакого отношения. С другой стороны, заметно, что к нам стали прислушиваться — то ли кризис повлиял, то ли президент Медведев, сам являющийся продвинутым пользователем компьютеров, обращает пристальное внимание на информационные технологии.
О чем идет речь? Обозначу три основных проблемы, тормозящих развитие и нашей компании, и наших коллег по отрасли. Несколько раз руководители «Лаборатории Касперского» участвовали во встречах, где присутствовал зампред правительства Сергей Иванов. Много раз мы были на совещаниях на уровне министра связи и информатизации Игоря Щеголева. И всякий раз разговор заходил о налогах в нашей отрасли. Мы считаем, что объявленная Кабмином замена единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы в 2010 г. убьет отечественную отрасль разработки программного обеспечения!
У нас основной ресурс — это люди, их компетенции, знания. До 70% расходов — затраты на оплату труда. Замена ЕСН страховыми взносами поднимет себестоимость разработки ПО на такой уровень, который большинству компаний просто не потянуть. Мы предлагаем исключить IT‑компании, производящие софт, из числа предприятий, для которых ЕСН заменяется на страховые взносы, как это сделано, кстати, для некоторых видов бизнеса — юридических контор, адвокатских бюро.
Вторая группа проблем — экспорт ПО, точнее, его законодательное оформление. Казалось бы, если президентом поставлена цель ослабить зависимость страны от сырьевого экспорта, объявлена необходимость модернизации экономики, государство должно всеми способами облегчать экспорт информационных технологий российскими производителями.
Но парадокс состоит в том, что нам, как экспортерам, приходится оформлять на каждую коробку поставляемого за рубеж ПО те же документы и по тем же правилам, как и нефтетрейдерам, отправляющим партию сырья в несколько сотен тысяч тонн! Весь документооборот в сфере контроля поступления валютной выручки заточен под экспортеров сырья, но не под компании в сфере высоких технологий. Хочется крикнуть государственным мужам: «Послушайте, в стране есть не только нефть! Есть совершенно конкурентоспособное на мировом рынке ПО — квинтэссенция труда лучших умов!»
Да, были введены определенные льготы при налогообложении отечественных специалистов, участвующих в аутсорсинговых проектах для зарубежных заказчиков. Но, по‑моему, надо продавать за рубеж не лучшие умы, а продукт их труда — те самые коробки, на документальное оформление которых при экспорте мы тратим огромное количество ресурсов — временных и финансовых.
Третья наша «головная боль» — образование в сфере IT. Бюджетные квоты на обучение IT‑специалистов очень малы, хотя на рынке труда такие специалисты крайне востребованы, даже в кризис. Мы знаем, какие специалисты нужны отрасли в целом, всей экономике. Мы готовы участвовать в разработке образовательных программ, курсов, которые позволят подготовить нужные кадры не для нас одних — для всей индустрии IT, а это даст импульс всей стране, запустит те самые процессы модернизации, о которых говорит президент.
Мы благодарны Дмитрию Медведеву за его внимание к нашей
компании. Это здорово помогает в общении с властью. Но хочется, чтобы нас
услышал не только президент, чтобы конкретные решения в области замены ЕСН,
экспортного документооборота и подготовки кадров для IT были приняты
правительством в скором времени. Иначе будет поздно.