Стагнация и падение рынка стали причиной оттока денежных средств из паевых фондов. Однако ситуация привлекла внимание инвесторов, имеющих опыт самостоятельной торговли на падающем рынке. В результа
эксперты
Вячеслав Архипов
директор казанского представительства ИФК «Солид»
Максим Гвоздев
директор «Казанского ФИЦ», ГК «АЛОР»
Руслан Жуков
генеральный директор «ФИНАМ-Казань»
Владимир Смирнов
руководитель группы компаний «ТатИнК»
Николай Лаптев
директор представительства ИК «Брокеркредитсервис» в Казани
Дмитрий Титов
директор управляющей компании «Холдинг Капитал»
Дилюс Шавалиев
директор компании «Капитал Менеджмент»
Наталья Яруллина
заместитель генерального директора ИК «Элемтэ»
как
зарабатывают брокеры при падающем рынке
какие
конкурентные преимущества вырабатывают местные и федеральные lead
сколько
приносят казанским брокерам консалтинговые услуги
По экспертной оценке, федеральные компании сегодня обслуживают 65% казанских клиентов, местным компаниям остается не больше трети. Среди лидеров рынка — наиболее клиентоориентированные федеральные инвестиционные компании: «БКС», «ФИНАМ» и «Тройка Диалог», а также крупные местные участники — «ТатИнК» и «Элемтэ». Значимую роль на рынке инвестиционных услуг играют банки, которые в основном занимаются дилерской деятельностью, то есть специалисты торгуют на бирже деньгами компании, увеличивая ее капиталы.
Ведущие позиции занимают местные игроки — «АК БАРС» Банк и «Татфондбанк». Подсчитать общий объем активов находящихся в управлении игроков невозможно, так как большинство компаний не раскрывает своих данных. Однако известно, что крупные игроки местного рынка только по брокериджу обслуживают порядка трех тысяч клиентов. В этом случае суммарный объем инвестиций клиентов, находящихся на обслуживании, превышает 400 млн руб.
Так как самостоятельная торговля на рынке требует определенных навыков и свободного времени, то большая часть инвесторов предпочитает вкладывать деньги с помощью услуги доверительного управления. Эту услугу предоставляют управляющие компании, инвестиционные компании и банки. Для инвесторов с небольшими капиталами доверительное управление возможно в коллективной форме — паевых фондах. Для тех же, кто может вложить свободные миллионы, возможно и индивидуальное управление капиталами. Хотя в условиях падающего рынка и на фоне развития обучающих курсов и программ растет и число интернет-трейдеров.
Индекс РТС упал с начала года на 25%, паи фондов подешевели. С весны этого года lead, занимающиеся доверительным управлением, стали наблюдать отток капиталов из управления, в большей степени из ПИФов. В мае рынок немного подрос, и на этой волне, по оценке участников рынка, казанские пайщики забрали до 40% вложенных средств.
В сложившейся ситуации выгодным для биржевиков стало брокерское обслуживание. Как рассказалДилюс Шавалиев, директор компании «Капитал Менеджмент», для брокерской деятельности хороши как рост рынка, так и его падение, ведь зарабатывать можно на любом движении.Владимир Смирнов, руководитель группы компаний «ТатИнК», согласился, что потенциальные клиенты все больше интересуются услугами интернет-трейдинга. «Нестабильная ситуация на мировых рынках, к которым сейчас добавились военные действия на Кавказе, не позволили инвесторам получить ожидаемый доход от вложений в доверительное управление и паевые фонды. Соответственно, сейчас они предпочитают самостоятельно решать, куда вкладывать свои денежные средства», — объяснил он. При этом г-н Смирнов отметил, что наибольший доход ИГ «ТатИнК» традиционно приносят операции с собственными средствами. Меньшую часть, по его оценке, составляют доходы от управления клиентскими средствами.
Рост спроса на брокерское обслуживание связан также с повышением финансовой и инвестиционной грамотности казанцев. lead отмечают, что многие клиенты теоретически обоснованно выбирают подходящую им услугу. «Задаваемые вопросы становятся более грамотными и продуманными. Все эти факторы свидетельствуют о том, что в ближайшее время количество частных инвесторов, в частности, заключающих брокерские договора, будет расти», — отметил Владимир Смирнов. В среднем, по оценке брокеров, спрос на их услуги за первое полугодие 2008 г. возрос на 5-15%.
При этом приток денежных средств на брокерские счета в чистом выражении снизился. «Клиентская база растет стабильно, — пояснилРуслан Жуков, генеральный директор «ФИНАМ-Казань». — Люди интересуются инвестициями, пробуют различные инвестиционные стратегии». При этом он согласился, что обороты на брокерских счетах падают, так как в периоды нестабильности инвесторы стараются воздерживаться от активных торгов, предпочитая понаблюдать за рынком, ожидая ярко выраженной тенденции. Эту тенденцию подтвердил и директор казанского представительства ИФК «Солид»Вячеслав Архипов. По его словам, в целом нет притока инвестиций в связи с полугодовым падением рынка.
Негативную роль в снижении оборотов, по словам некоторых участников рынка, сыграл и сезонный фактор. Так, по оценкеМаксима Гвоздева, директора «Казанского ФИЦ», в среднем за этот летний сезон количество привлекаемых денежных средств упало на 20-30%. При этом эксперт не отрицает влияния на этот показатель и падения рынка.
К середине лета брокеры вновь стали ожидать роста оборотов, как по услуге паевых инвестиционных фондов, так и по услуге «Брокерское обслуживание». Причиной позитива стало предсказанное многими аналитиками «достижение дна» и прогноз роста рынка. «По брокерскому обслуживанию эта тенденция уже начинает прослеживаться, и сумма внесенных средств, а также количество клиентов увеличились», — рассказал г-н Смирнов.
Частичный отток клиентов из ПИФов и приход новых инвесторов в интернет-трейдинг не отразился на доходности казанских инвестиционных компаний. Большинство из них осуществляют параллельно брокерскую деятельность и доверительное управление. Некоторые компании в последнее время сосредоточили свое внимание на инвестировании в другие области: недвижимость, в том числе земельные активы, фонды зарубежных стран и прочее. На инвестировании в закрытые ПИФы недвижимости специализируется «Успешная управляющая компания», воспользоваться потенциалом других стран предлагает «Ютрейд.ру».
ИК «Элемтэ» нашла свой выход. Специалисты компании оценили, что в сегодняшних условиях клиентам лучше инвестировать средства в инструменты с фиксированной доходностью. И сориентировали своих клиентов на покупку векселей, гарантирующих не менее 15% годовых прибыли. Некоторые инвесторы, по словамНатальи Яруллиной, заместителя генерального директора компании «Элемтэ», предпочли перевести в векселя все свои активы на некоторое время, другие диверсифицировали свой портфель и частично уменьшили риски.
Сегодня на казанском рынке брокерских услуг «крупные федеральные компании выдавливают с рынка местных игроков», рассказалДмитрий Титов, директор управляющей компании «Холдинг Капитал». Конкурентных преимуществ у федералов больше, хотя нельзя не сказать, что на рынке есть такие активные и успешно развивающиеся местные компании, как «Элемтэ» и «ТатИнК».
По оценке г-на Титова, клиенту, пользующемуся брокерскими услугами на фондовом рынке, в первую очередь интересны тарифы и «ответственное и добросовестное выполнение брокером своих обязательств». Последнее, по его мнению, выражается в четком проведении сделок, оперативном получении отчетов, своевременном информировании клиентов об изменении тарифов, а также в прочих деталях. Вячеслав Архипов сформулировал лаконичнее: «Кто быстрее работает, к тому и идет клиент».
В ИГ «ТатИнК» отчасти признали тенденцию перехода клиентов в федеральные инвестиционные компании. Хотя отметили, что «процентное соотношение между данными институтами разделить достаточно проблематично, соответственно, нельзя утверждать, чья доля больше». По оценке «ТатИнк», с прошлого года поток клиентов, который переходит из местных брокеров в федеральные компании, увеличился. Это связано с широкими рекламными акциями, проводимыми федеральными компаниями. «Хотя уже сейчас мы можем утверждать, что региональные участники рынка, проявляя свою гибкость и мобильность на рынке, могут обеспечить результат для своих клиентов не хуже и даже в некоторых ситуациях лучше, чем федеральные брокеры», — заверил Владимир Смирнов.
Дисконтирование для местных инвест-компаний нерентабельно из-за высокой стоимости издержек и относительно небольшого объема проводимых через них сделок. Поэтому, по словам Дмитрия Титова, местные брокеры не успевают за теми тарифами и уровнем сервиса, которые предлагают московские компании. В эту категорию входят те компании, которые снижают тарифы и предлагают дополнительные бесплатные сервисы: абонентскую плату и отсутствие платы управляющей компании за ряд сделок. Как правило, это могут себе позволить только компании с большой клиентской базой. Естественно, что у федеральных компаний она на порядок больше. По словам участников рынка, раньше демпинговала компания «БКС», а сегодня относительно низкие тарифы у компании «ФИНАМ».
Руслан Жуков же не относит свою компанию к демпингующим. По его мнению, дискаунтеры появляются только на хорошо структурированном рынке, который поделен между несколькими крупными компаниями. «В таком случае новому игроку пришлось бы существенно снижать тарифы, чтобы перетянуть к себе часть клиентской базы конкурентов», — сказал г-н Жуков.
Максим Гвоздев согласился, что сегодня «чистых дискаунтеров» не осталось, и большинство компаний стремятся привлечь клиента не демпингом, а развитием консультационных направлений и внедрением новых технологий по дистанционному обслуживанию клиентов. «К тому же сегодня ситуация на фондовом рынке не такая, как 2-3 года назад, — сказал г-н Гвоздев. — Рынок не дает сверхдоходов, и у многих клиентов возникает потребность в советах от профессионалов, поэтому востребованы услуги по консультированию, оперативному оповещению клиентов, механические торговые системы».
В компании «Элемтэ» отметили спрос со стороны клиентов на постоянную аналитическую поддержку и комфортные условия для работы. Комфортные условия может создать и местный игрок. Но вот аналитическая поддержка и консультационное сопровождение у большинства местных компаний уступают федеральным. Часто московские компании могут обладать неким инсайдом, слухами и в своих прогнозах обратить внимание клиента на те или иные бумаги.
Помимо прочего, для привлечения новых клиентов компании используют бесплатные сервисы. Руслан Жуков подтвердил, что в компании «ФИНАМ» программы по интернет-трейдингу, обучающие семинары, видеокурсы, литература экспорт-котировок, электронно-цифровая подпись и многое другое является бесплатным.
Бесплатные семинары чаще носят презентационный характер и призваны привлечь новых инвесторов на рынок. Обучающие курсы же, как правило, бывают платными и становятся очередной статьей дохода для инвестиционных компаний. В среднем двухнедельное обучение может стоить от 1,5 до 6 тыс. руб. Но несмотря на то, что эта мера призвана увеличить клиентскую базу компаний, сами брокеры отмечают, что клиенты, уже имеющие опыт работы с одной из брокерских компаний, редко перебегают, посетив курсы у конкурентов. Переманить клиента можно только качеством обслуживания, лучшими условиями и дополнительными сервисами.
Еще одним важным конкурентным преимуществом федеральных компаний до недавнего времени был размер кредитного плеча. Сегодня его размер законодательно ограничен, начинающий инвестор может рассчитывать на размер 1:1, квалифицированный — 1:3. Но комиссия за пользование кредитом у каждого брокера разная.
Однако не все местные игроки признались в том, что испытывают жесткую конкуренцию со стороны федералов. Так, в «Элемтэ» считают, что федеральные инвестиционные компании не перетянули клиентов у местных брокеров. Клиент, по словам Натальи Яруллиной, может пользоваться всеми доступными в Интернете источниками для принятия решений, но главное — отношение к нему сотрудников инвесткомпании. И возможность получения быстрых и качественных консультаций у любого сотрудника, вплоть до гендиректора. «Пока крупные федеральные инвесткомпании такого предложить не могут», — заключила она.
По оценкам большинства аналитиков, полугодовое падение фондового рынка дошло «до дна». На минимальных котировках бумаги выгоднее покупать, поэтому большинство инвесторов, следящих за рынком, стараются это время не пропустить и вложить деньги. В связи с этим биржевики прогнозируют в ближайшем времени рост потока клиентов как в брокерское обслуживание, так и в доверительное управление. На нестабильном рынке инвесторам выгоднее торговать самостоятельно, отмечают брокеры. Во-первых, при интернет-трейдинге можно заработать и на падении рынка. Во-вторых, инвесторы учатся самостоятельно торговать и зарабатывать больше, чем средний доход от ПИФа.
Кроме того, как отмечает Максим Гвоздев, на сегодняшний день всерьез инвестированием занимается не более 5% населения, поэтому потенциал российского рынка будет высоким еще на протяжении нескольких лет.
Пока же инвестиционные компании используют разнообразные пути получения дохода. Так, в «Элемтэ» от общего дохода от предоставляемых компанией услуг доход от брокерской деятельности составляет примерно 48%, а от доверительного управления — 38%. Небольшой доход приносит и маржинальное кредитование клиентов — порядка 10%. И хотя специалисты «Элемтэ» заявили о намерении повысить доход по этой статье, большинство брокеров заверили, что кредитование чаще используется на растущем рынке. Руслан Жуков рассказал, что к маржинальному кредитованию прибегают далеко не все клиенты. Тем более, что рамки этого кредитования ограничены юридическим понятием «квалифицированного инвестора».
Николай Лаптев, директор казанского представительства компании «Брокеркредитсервис», резюмировал, что доход от большинства услуг нестабилен. Брокерское обслуживание, по его словам, — постоянный заработок брокера, обучающие курсы — периодический доход. Например, в «БКС» на лето обучение было приостановлено из-за отсутствия спроса. ПИФы приносят прибыль раз в месяц. Поэтому инвестиционной компании выгодно в условиях стагнации рынка или его падения иметь более широкий спектр услуг.
«ПИФы будут по-прежнему популярны у инвесторов, — прогнозирует г-н Лаптев. — Этот инструмент наиболее доступен». Тем более, что в последнее время активно стал развиваться формат «финансовых супермаркетов», включающий широкие линейки фондов и способствующий привлечению интереса к паевым фондам со стороны инвестора.
Таким образом, федеральные компании приводят в регион новый формат и улучшают свое сервисное обеспечение, что побуждает менять условия и местных игроков, искать свои сильные стороны и развивать, в частности, направление персонального консультирования.
Наталья Яруллина:«Клиент региональной компании может получить оперативную и качественную консультацию у любого сотрудника, вплоть до гендиректора. Федералы не могут обеспечить такой сервис».
Владимир Смирнов:«Вопросы клиентов становятся все более грамотными и продуманными. Это свидетельствует о том, что в ближайшее время количество частных инвесторов, в частности, заключающих брокерские договора, будет расти».
Вячеслав Архипов:«Клиент идет к тому, кто быстрее работает. Это выражается в четком проведении сделок, оперативном получении отчетов, своевременном информировании клиентов об изменении тарифов и прочих деталях».
Уточнение. В материале «ТОП-Лист: Сотовый ритейл», опубликованном в №8 «ДК» от 21 июля 2008 г., была допущена ошибка. В таблице 3 «Средний чек на покупку сотового телефона» данные компании «Евросеть» следует читать следующим образом: ценовой сегмент до $100 — 28%, $100-200 — 31%, $200-300 — 21%, $300-400 — 11%, свыше $400 — 9%.