Не бывает черного и белого пиара, есть полезная для общества работа, уверена Ольга Сербина. Ее подход к профессии утилитарен – есть цель и набор инструментов в руках пиарщика.
Как пиарщик применит свои инструменты – зависит от его моральных установок, говорит Ольга Сербина, директор PR-агентства «PRIORITY» (ГК «Bright Consulting»).
1. Руководить собственным агентством – это не сложнее, чем руководить чужим агентством или департаментом по связям с общественностью в крупной компании. И тот, и другой опыт у меня уже был. Разница в мере ответственности перед партнерами и перед сотрудниками. Для меня моя компания - очередной, очень логичный, этап развития карьеры, профессиональных компетенций и круга общения. PR – это непростое ремесло. В первую очередь, здесь важно чувствовать настроение аудитории, ее потребности и желания – нужно сегодня знать, чему люди будут доверять завтра.
2. Самая большая сложность в работе – собрать команду. Именно от команды зависит успех того или иного проекта. Практически все PR-проекты – это 5% стратегии и 95% ежедневной кропотливой работы. Какую стратегию бы мы ни придумали, она будет неэффективна, если мы не сможем ее выполнить. В этом весь секрет: мы разрабатываем только то, что можно реализовать и достигнуть цели, которую ставит клиент. А для этого нужна сильная команда. И она у нас есть. Сейчас PR - это модная специальность, для многих даже больше мода, чем профессия. Однако, каждый член нашей команды знает, что для него PR - это ежедневный, непростой труд. И, заканчивая рабочий день, который может длится бесконечно долго, выходя из офиса, мы просто хотим быть людьми. И наша профессия, например, в общении с друзьями - это последнее, о чем мы говорим. Поэтому что для нас пиар - не мода, а работа.
3. Мы работаем с очень тонкой вещью – репутацией, поэтому ошибки здесь непростительны. Если ошибка случается, компания может потерять свою репутацию, клиентов, возможность общения со СМИ. В политическом PR ошибка может стоить будущему депутату кресла в парламенте. К счастью для нас, если мы ведем клиента с самого начала, вероятность ошибки маловероятна, но она возрастает в разы, если мы вступаем в проблемные проекты, когда компания клиента находится в процессе конкурентной или информационной борьбы на стадии пика ситуации. В таких случаях в команду привлекаем сильных федеральных экспертов.
4. Самая первая работа – практика на выборах еще в те времена, когда я была студенткой. К счастью, педагоги мои были одними из самых опытных и известных специалистов по связям с общественностью, можно сказать, родоначальниками русского PR. До сих пор я считаю, что любой начинающий бизнесмен должен иметь возможность посоветоваться с кем-то «неначинающим». Счастье, что в моем случае это были Галина Татаринова и Людмила Тарасевич, которые и по сей день являются не только преподавателями, но и известнейшими практикующими консультантами. Для меня они - профессиональные ориентиры.
5. В 17 лет я стала сотрудником крупной нефтяной компании в Сибири – ГК «Титан». Глава был депутатом местного парламента, и для этой компании я вела образовательный проект для школьников и руководила пресс-службой. Планка с самого начала была очень высока. После работы в «Титане» я уже не могла согласиться на что-то меньшее, попросту не хотелось.
6. Каждый новый проект – это новые компетенции, знания и практика, конечно. Если проект мне интересен, то я в него погружаюсь на 100%. Лично для меня профессиональный вызов – это сложные PR-проекты. У меня есть свои правила, по которым я не возьмусь за тот или иной проект. В частности, не перебегаю со стороны на сторону.
7. Вокруг PR очень много разговоров – вот PR белый, а вот – черный, серый, чистый или грязный. Для меня PR – это набор инструментов. И какая бы ни стояла цель, задача специалиста – скомпилировать такой набор инструментов и техник, которые подойдут для ее достижения. Я во все эти цветовые разделения не верю. И искренне считаю, что связи с общественностью – это очень полезная для общества вещь. Они делают власть и бизнес открытыми. Мы специалисты по коммуникационным технологиям. И наша задача - строить модель коммуникации клиента с разными аудиториями. Есть технология, и есть цель клиента. Если она не претит моим моральным или профессиональным установкам, то я подбираю необходимые технологии, и они работают!
Подготовила Наталия Федорова