Рустам Бикмухаметов променял карьеру медиаменеджера на роль обувного мастера. Кто заказывает индивидуальную обувь, откуда берутся мастера-обувщики и как клавиатура испортила наши руки?
- Как родилась идея вашего бизнеса?
- На самом деле, я обувщик в пятом поколении. Мои прадеды занимались пошивом обуви еще в царской России. И здорово, что я вернулся в эту профессию. К сожалению, был «разрыв» среди поколений, многое приходилось узнавать по рассказам дедушки и родственников.
Дело нашей семьи начиналось в мастерской, располагавшейся на улице братьев Петряевых, где сейчас находится комбинат «Нэфис-косметикс». И название компании связано с именем одного из моих предков – ZR Shoes – это первая и последняя буква имени прадеда – его звали Закир.
СПРАВКА
Рустам Бикмухаметов ранее работал в медиахолдинге "Эфир", где был гендиректором газеты "Восточный экспресс" и генеральным директором ОАО "Татмедиа".
В 2011 году создал компанию "Доктор-Обувь", которая предоставляла услуги по уходу за обувью.
Ежемесячный объем производства ZR Shoes – от 30 пар. Минимальная стоимость пары – 30 тыс. рублей. На данный момент, по словам владельца, рентабельность бизнеса составляет около 15%.
Стечение обстоятельств вернуло меня к этой профессии, и сейчас я понимаю, какое это уникальное чувство, когда ты осознаешь, что это твое. Когда ты получаешь одновременно огромный кайф, огромную удовлетворенность и от результата, и от процесса работы.
- Бизнес для России и Татарстана достаточно нестандартный, с чего вы начинали и где учились мастерству?
- Я занимаюсь этим делом уже пять лет. Изначально мы с моим партнером решили открыть направление сервисного обслуживания обуви, одежды, кожгалантереи и часов. Мы хотели, чтобы комплекс услуг высокого уровня был в одном месте.
А потом, когда я ушел со своей основной работы, решил это направление глобально развить и сделал акцент на индивидуальном пошиве обуви. Мы и раньше пробовали что-то сделать, но в этом не было «изюминки», не было своего образа.
Я работал в Париже в нескольких обувных мастерских, изучал технологии пошива и окраса обуви. Хороший опыт работы и стажировки был в Италии. Это было глубокое погружение в основы, в азы дела. Это был долгий период проб и ошибок, испытаний.
Самое главное, что мне удалось понять благодаря поездкам в Европу это то, что обувной мир – это искусство. Каждая пара обуви, создаваемая нами, по своей сути уникальна. При нашей технологии производства не может быть второй абсолютно одинаковой пары. Каждая пара имеет свои параметры, свою модель, свое индивидуальное цветовое решение. Практически вся наша обувь красится мастером-художником вручную и бывает просто невозможно дважды абсолютно одинаково создать повторно цвет. Технологически весь процесс не может быть быстрее двух-трёх недель.
С января начали производство обуви с ортопедическими стельками. Когда стали этим вопросом заниматься, поняли, что большинство людей имеет те или иные проблемы с ногами. У кого-то они только начинаются, у кого-то уже есть и требуется срочная коррекция. Та обувь, которую продают в магазинах, сделана на стандартных колодках. И скорректировать что-то она не может. А часто нужно, как минимум, остановить процесс деформации стопы.
- Где вы закупаете материалы?
- Мы находимся в стадии активного роста, и, конечно, это связано и с изменением комплектующих. Изначально у нас был микс, это были и российские и зарубежные, качественные материалы. Верх обуви мы чаще всего закупали на казанском кожевенном заводе «Сафьян». Это прозводство, известное со времен Иван Ивановича Алафузова. Кожа, которая делалась на этом заводе, занимала первые места на парижских выставках конца XIX и начала XX веков. Хорошее качество сохранилось и на сегодняшний день.
Но сейчас мы поставили еще большую планку для себя – мы заказали кожу, которая будет вырабатываться непосредственно для нас. Мы вышли уже на те объемы, когда это стало необходимо. Это уже кожа животных определенного возраста, кожа определенного типа и качества дубления. Мы теперь сами задаем определенные стандарты производства кожи, необходимые именно для нас.
Ждем открытия в России частных дубилен для того, чтобы заказывать то, что хочется в России. Пока такой возможности нет.
- Какие сложности бизнес испытывает после введения санкций?
- Мы сложно переживаем антитурецкие санкции. Сейчас приходится перестраиваться, что-то менять. Мы хорошо работали и с турецкими производителями, и с украинскими, и тут одно за другим. Приходится теперь постоянно меняться.
Мы не шьем из дешевых комплектующих. Если будет большой спрос на качественную продукцию, если будут мастера, которые будут говорить «дайте!», то, скорее всего, рынок отреагирует и даст. Мне в этом плане нравится в Италии, да и вообще в Европе: обувщики придумывают модели, новые способы пошива, крепления подошвы и делают заказы различным поставщикам. Один привозит им ранты, другой привозит им готовые подошвы, им привозят кожу и все комплектующие. И они не мучаются, не ломают голову: а где найти? А у нас очень много сил и энергии уходит на поиск того, чтобы что-то сделать и изменить. Особенно это касается женской обуви.
- Как находили мастеров в команду?
- Кадры это вообще самая большая проблема на данный момент. Если мы полностью решаем вопросы с сырьем, то проблема с кадрами – это проблема, которую нужно срочно решать! То состояние, в котором находится рынок труда, это, конечно, отдельная история, требующая колоссальной работы для того, чтобы его восстановить.
В апреле мы планируем открыть свою собственную школу на 10 учеников. Потому что то, как делаем обувь мы, - это наша особенность. На рынке просто нет высококвалифицрованных специалистов, которых можно было бы сегодня пригласить и завтра бы они начали работать по нашим стандартам.
Лучших учеников из группы мы готовы сразу приглашать к себе на производство. Хотим это сделать на регулярной основе и хотим, чтобы мастера сразу проникались нашим духом и ценили гордое звание обувщика.
Мы будем обучать только тех, кто духом будет с нами. Это искусство, это любовь, это призвание, это драйв, это энергия. Просто прийти и заработать денег не получится – не будет того творчества, которым мы сейчас «пропитаны».
Вся эта клавиатурная работа испортила руки. Нужно не одно поколение, чтобы восстановить то, что было. У нас приходят ребята, которые в начале 90-х годов работали обувщиками, потом попали в банки или ритейл. И спокойно 20 лет занимались бумажной работой. Действительно, проще в костюме, в белой рубашке ходить на работу и получать определенный доход, чем сидеть в клею, в кожаных стружках, опилках и рисковать, создавать, потеть и напрягаться, это совсем другой труд.
Мне многие говорят - вот ты сейчас школу откроешь, у тебя появятся конкуренты. Если они появятся, это хорошо. Конкуренция – это всегда хороший стимул для роста и развития. С другой стороны, появятся представители бизнеса, которые смогут предоставить более качественные и разнооборазные материалы уже здесь в России и не нужно будет тратить столько сил на их поиск.
Я могу сказать, что у нас неплохая зарплата для рынка обувных мастеров. Мы будем расти, будет расти производительность труда каждого члена команды. И, соответственно, будет расти и зарплата, здесь все привязано.
Правильно, что сейчас происходят те события, которые происходят (в экономике – ред.). И курс становится более реальным и адекватным. И денежная масса реально соответствует производительности экономики страны, и нет лишних свободных, «легких» денег, которые не создают желания производить и создавать другие более простые формы бизнеса.
Много вопросов. Вопросы и в производительности труда, и в развитии, и в инвестициях. Но это вопросы, которые есть в той или иной степени в любой экономике мира, и нужно просто идти в ногу со временем, адекватно реагировать на происходящие события и верить в то дело, которое ты делаешь.
- Как приходилось искать клиентов, кто эти люди?
- 90% изготавливаемой нами обуви мужская. Наша пара на сегодняшний день стоит от 30 тыс. рублей. Цена обуви формируется из многих составляющих: это и индивидуальный пошив по ноге клиента, и только натуральные комплектующие, пробковая межстелечная прослойка, кожаные стельки, подошвы, прошитые вручную, кожаные задники, подноски, индивидуальный покрас верха обуви, ортопедические стельки.
Мне очень нравится, когда клиенты, которые шились у мировых, признанных мэтров обувного искусства, приходят к нам и говорят: «Ребята, ну нет разницы!» Я не хочу себя хвалить, но теперь они шьются у нас. Наверное, это о чем-то говорит. Любая обувь хорошего качества, сшитая на заказ, стоит других денег, и на обувь такого же качества цены в Европе выше в разы.
- Была ли готова аудитория к вашему предложению?
- Она и сейчас даже не готова. Люди до сих пор не верят, что в Казани, в России можно шить обувь такого уровня, и в первый раз приходят с опаской – ну ладно, проведем эксперимент.
У нас есть все – и политики, и артисты, и предприниматели. Это люди, которые ведут активный образ жизни, люди, которые ценят качество, индивидуальность, эксклюзивность, имеют хороший доход, уважают и любят себя. Те, которые ценят свое здоровье, любят свои ноги и не мучают их теснотой, разнашиванием и мозолями.
У нас очень много заказов из Москвы. Гости нашего города видят нашу мастерскую – я не знаю, как ее правильно сейчас назвать, потому что она уже вроде переросла масштабы мастерской, но не достигла масштабов мануфактуры – заходят, интересуются, все нравится, и начинаем работать.
Себестоимость обуви на 50% складывается из стоимости сырья, на 50% - из работы мастеров. Умение наших мастеров ценится, это ручной и уникальный труд. Одна пара обуви проходит через руки шести мастеров. Это строго последовательный процесс работы. Каждый мастер вкладывает в пару частичку себя, частичку любви, таланта. И эта пара не может стоить дешево. Мы не конкурируем с Китаем, с серийным прозводителем. Мы создаем индивидуальность.
Сегодня нашу обувь носят во многих городах России и за рубежом. У нас есть клиенты из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы. Нашу обувь носят в Ижевске, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Воронеже, Перми.
У нас есть клиенты – артисты, которые гастролируют по миру, они приезжают и говорят – твоя обувь была в Англии, на приеме у лордов на нее смотрели с особым вниманием.
У нас есть заказчики из Великобритании, Франции, Беларуси. Пока нельзя говорить о международном масштабе, но частички своей любви и мастерства мы по России и миру уже распространяем.
- Насколько ниша сейчас свободна для подобных бизнесов?
- В Италии, например, практически в каждом квартале можно найти ту или иную мастерскую, которая бы занималась пошивом обуви, заказов на всех хватает. Это огромный рынок, который на сегодняшний день абсолютно свободен. В России есть несколько мастеров, которые делают достаточно хорошую обувь, но это капля в море.
В Татарстане, по моим данным, производства такого уровня нет. Кто-то что-то шьет, но это искусство. Причем здесь талант не связан с талантом какого-то отдельного человека. Можно быть талантливым конструктором-модельером, но не иметь таланта в покрасе обуви и не воплотить в жизнь все желания клиента. Это такой куммулятивный эффект. Искусство должно быть совокупным.
Беседовала Карина Каримова