По результатам летнего исследования компании HeadHunter, 44% пользователей сайта осенью планировали сменить работу. Количество положительных ответов от пользователей из Татарстана было чуть меньшим
По результатам летнего исследования компании HeadHunter, 44% пользователей сайта осенью планировали сменить работу. Количество положительных ответов от пользователей из Татарстана было чуть меньшим— 36%. И еще столько же ответили, что пока не решили, менять им работу или нет.
— Почти половина сотрудников ежедневно задает себе вопрос: а может, уволиться?— говорит директор казанского филиала HeadHunter Надежда Борисова.— И только пятая часть опрошенных нами работающих людей вообще не задумывается об увольнении либо думает об этом не чаще, чем раз в месяц.
Намерения сменить работу этой осенью подтверждаются реальными действиями?
— Да, количество резюме, поступающих на наш сайт, в августе, сентябре и октябре показывают положительную динамику. Растет и число откликов на одну вакансию. В сентябре и октябре их было столько же, сколько в пик кризисных настроений— осенью прошлого года. Летом наблюдалось некоторое затишье: в мае-июне в среднем было 35-36 откликов на одну вакансию, а сейчас— снова около 43.
С чем связана активность соискателей?
— Осень традиционно активный сезон в плане рекрутинга: увеличивается число и вакансий, и резюме. Плюс к этому, у людей появилась уверенность в том, что можно найти новую хорошую должность. В начале года было крайне сложно переманить хороших специалистов, люди очень держались за рабочие места. Сейчас стали спокойнее относиться к возможности смены работы. Вопрос удержания персонала опять стал острым.
Вы сказали, что и вакансий стало больше. Компании создают новые рабочие места?
— Отчасти, да. Компании постепенно возвращаются к планам по развитию бизнеса. Шок пережили, пора приходить в себя. Бизнес это как езда на велосипеде: остановился— упал. Начиная со второго квартала, появляются вакансии от предприятий, которые поняли, что сократили слишком много персонала. Им приходится нанимать новых сотрудников, дабы не довести оставшихся до полного выгорания.
Большое количество людей, желающих сменить работу, говорит о том, что снизилась лояльность к работодателям?
— Я не думаю, что лояльность сильно снизилась, потому что ситуация была шоковая и практически не осталось организаций, которые так или иначе не оптимизировали расходы. Никому не было легко! Но если компания открыто анонсирует свои планы, возможные изменения— то проблем с сотрудниками не возникает. Увеличение числа резюме и откликов на вакансии связано с ростом уверенности людей. У нас было два опроса в феврале и августе этого года. Если в начале года почти половина опрошенных опасалась увольнения, то сейчас о подобной перспективе задумывается только треть. При этом работодателей, заявивших, что в их компании возможны сокращения, оказалось больше. То есть соискатели, возможно, даже слишком расслабились.
Насколько изменились зарплатные ожидания соискателей?
— Средние показатели изменились несущественно. Выросла индивидуальная оценка сотрудника. Человек получает вознаграждение, соответствующее его личному вкладу в благосостояние компании.
Сейчас многие компании формируют бюджет следующего года и рассматривают просьбы сотрудников повысить им зарплату. Может ли руководство сэкономить, найдя новых работников с меньшими зарплатными ожиданиями?
— Такая возможность была и в докризисное время, и сейчас есть. Но рост числа откликов на одну вакансию не значит, что все это качественная обратная связь. Результативных контактов не очень много. Если профессиональный сотрудник поднимает вопрос о повышении зарплаты, я не думаю, что руководство ответит ему отказом. Неизвестно, будет ли новый сотрудник эффективнее того, кто не бросил свою компанию в кризис.
Так миновала ли нас «вторая волна кризиса» и связанное с ней повторное сокращение персонала, или нам это еще предстоит?
— Рынок труда изменился осенью прошлого года. На данный момент наша статистика не демонстрирует резких скачков. Однозначно можно утверждать, что настроения соискателей улучшились. Однако в декабре нас и вовсе ожидает сезонный спад активности. В конце года люди менее охотно меняют работу, ожидают годовые бонусы. Хотя опять же по результатам нашего опроса ожидания сотрудников и намерения руководства компаний не совпадают: премию ждут 35% опрошенных, тогда как выплачивать ее планируют только 28% работодателей.
Ольга Трифонова, директор офиса АНКОР в Казани.
Вот уже год мы живем в новых экономических условиях. Можно констатировать, что рынок труда несколько оправился от шока, вызванного массовыми сокращениями, уменьшением зарплат и глобальной оптимизацией затрат на персонал, проводимой большинством компаний. Сегодня компании начинают пересматривать условия труда для сотрудников, поднимая зарплату, а также возвращая или увеличивая бонусы и льготы.
В сентябре мы провели очередное исследование льгот и компенсаций, в котором приняли участие 57 компаний, работающих в Казани: это розничные и аптечные сети, дистрибьюторы, заводы, предприятия сферы услуг и строительства. Его результаты демонстрируют, что компании отказались от ряда «излишеств» в социальных пакетах работников, например таких как спортивные льготы. При этом наиболее важные и необходимые были сохранены, частично потеряв в объеме и размере компенсаций.
58% компаний предоставляют автомобиль сотруднику или компенсируют его использование. Почти половина компаний обеспечивает дополнительное медицинское страхование (предпочтение программам «Поликлинические услуги» и «Стоматология»). Расходы на питание берут на себя 37% компаний, средняя стоимость на 1 человека — 2 тыс. руб. в месяц.
Уже в следующем году на фоне оздоровления экономической ситуации зарплаты снова начнут расти. 47% компаний из числа опрошенных указали, что планируют в следующем году повысить заработную плату. Средний размер индексации окладов составит порядка 10%. Что касается бонуса, то 68% работодателей предпочитают не фиксировать его размер, индивидуально оценивая результаты деятельности работника.
При этом более 80% компаний практикуют депремирование персонала за нарушение трудовой дисциплины и некачественное выполнение работ.
Наиболее популярным инструментом нематериального стимулирования остается грамота, это практика 47% компаний. Как вариант— вымпелы, фото на доске почета. Хотя более 80% кандидатов предпочитают в качестве бонуса выходной день или сокращенную пятницу.
95% компаний планируют проведение корпоративного мероприятия на Новый год. Плюс к этому в каждой третьей компании подарки получат сотрудники, а в каждой второй— их дети.