Меню

Почему уходят ТОП-менеджеры

Коренные татарстанские компании не сильно затронула так называемая «революция менеджеров». Наши собственники в подавляющей своей массе так и не стали рантье, передоверив реальное управление бизнес

Прошлый год бизнес провел под эгидой сокращения расходов. Вместе с расходами некоторые владельцы компаний сокращали и топ-менеджеров, предпочитая самостоятельно встать у руля. Отвергнутые ТОПы думают об открытии собственного бизнеса или уходят к конкурентам.
Коренные татарстанские компании не сильно затронула так называемая «революция менеджеров». Наши собственники в подавляющей своей массе так и не стали рантье, передоверив реальное управление бизнесом наемным топ-менеджерам. И по старинке сами возглавляют свои предприятия, совмещая статус собственника и должность генерального директора. Более того, с наступлением кризиса эта тенденция только усиливается. Те, кто в «тучные» годы принял «прогрессивные» методы управления, передоверив бизнес наемным профессионалам, сегодня возвращаются на капитанские мостики, обеспечивая себе тотальный контроль над бизнесом.

Яркий тому пример недавние кадровые перестановки в руководстве казанского системного интегратора компании «АБАК», владелец которой Феликс Маркман вернулся к оперативному управлению фирмой в должности гендиректора. Запоминающаяся история произошла в холдинге «Унистрой» — одном из крупнейших застройщиков Казани. Владелец компании уволил генерального директора Рината Хатимова — весьма авторитетного в кругу казанских строителей топ-менеджера, проработавшего на этом посту пять лет, — и поставил на его место своего сына — Альфреда Гильфанова.

Экс-строители занялись собственными проектами
Строительный рынок потрясла в том числе отставка Павла Кострикина, прославленного директора «Солнечного города». Если г-на Хатимова попросили уйти, то Павел Кострикин, по его словам, ушел по собственному желанию. «Изначально за «Солнечным городом» стояли московские учредители. Но, когда проект вышел на финишную прямую, к нему подключился и крупный казанский девелопер — компания «АК БАРС Девелопмент». А «АК БАРС» Банк стал основным финансовым партнером проекта, знал его изнутри. И в конечном итоге приобрел его у московских владельцев, — рассказал г-н Кострикин. — Не скрою, новые собственники предложили мне остаться. Но структура в «АК БАРС Девелопмент» жесткая, подразумевающая серьезные ограничения самостоятельности — по сути это функции технического директора. Мне это не интересно. Свою задачу я выполнил: раскрутил большой проект, который потом продал. Вполне приемлемый бизнес-результат. Так что с моральной точки зрения я доволен». По словам Павла Кострикина, уходил он хорошо: получил благодарность от МВД, Министерства строительства РТ. «Сейчас я в Москве. Предложения по работе есть, но пока я стараюсь их всерьез не рассматривать. Хочу хорошо отдохнуть, привести дела в порядок. Надеюсь, до осени мне удастся избежать втягивания в крупный проект», — прокомментировал он.
Ринат Хатимов, по его собственным словам, тоже отказался от предложений по трудоустройству в другие компании. И подумывает открыть свой бизнес, правда, подробности не раскрыл.
Капитаны тонут вместе с кораблями
Прошлый год был ознаменован несколькими громкими историями о банкротствах. Бизнес-сообщество следило за коллегами, которые, казалось бы, пройдя огонь, воду и кризисы 90-х, лишились бизнеса в связи с его принудительной ликвидацией. Показательной в этом смысле стала судьба двух известных казанских компаний — инвестиционной компании «Элемте» и торговой сети «Александр ЛТД», и их не менее известных руководителей — Закии Шафиковой и Александра Сергеева. Ликвидация этих старейших организаций стала знаковым событием текущего кризиса. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что проблемы у них начались значительно раньше осени 2008-го.
В случае с «Элемте» о проблемах косвенно свидетельствовала высокая текучка кадров. Когда в апреле 2009-го ФСФР отозвала все брокерские лицензии у компании «Элемте» и запретила г-же Шафиковой заниматься инвестиционной деятельностью — это не стало такой уж неожиданной новостью для других проф-участников инвестиционного бизнеса в Казани. Сегодня г-жа Шафикова продолжает развивать инвестиционный бизнес, но уже через свою новую компанию «Элемтэ-Инвест».
А что касается «Александр ЛТД», то сомнения в жизнеспособности детища Александра Сергеева высказывались еще с начала 2000-х гг. Тогда в Казань пришли крупные федеральные сети по торговле электроникой. И многие сомневались, что компания сможет конкурировать с ними по ценам и логистике. Злые языки утверждают, что от разорения ее тогда спасла лишь удачно начавшаяся, хотя и недолгая, чиновничья карьера ее владельца. Сначала — в качестве руководителя республиканского агентства по развитию предпринимательства. Это обеспечило его бизнесу государственные заказы и льготные кредиты. Потом — должность главы Кировского района Казани, позволившая пополнить активы недвижимостью, под залог которой впоследствии и брались банковские кредиты на пополнение хронически недостающих оборотных средств. Вечно так продолжаться все равно не могло, кризис лишь ускорил неизбежное.
Кстати, крушение империи г-на Сергеева погребло под своими обломками карьеру другого топ-менеджера — Председателя Правления банка «Ипотека Инвест» Георгия Агаджанова, отправленного на пенсию в феврале 2009-го. По одной из версий, причиной отставки руководителя банка стал значительный кредит, выданный владельцу «Александра ЛТД», когда судьба его бизнеса уже висела на волоске. Кредит брался буквально на несколько дней и предназначался для погашения другого долга — уже перед Сбербанком. Что, по устной договоренности с руководством татарстанского отделения Сбербанка, являлось условием открытия новой кредитной линии. С этих сбербанковских денег г-н Сергеев и обещал вернуть кредит «Ипотеке Инвесту», но не вернул. Получив свое, Сбербанк отказался продолжать кредитовать «Александр ЛТД». Это вызвало публичную перебранку г-на Сергеева с руководством отделения банка в СМИ, но спасти карьеру оставшегося крайним руководителя «Ипотеки Инвеста» она, конечно же, не могла.
Банковские ротации
Отставка Георгия Агаджанова — это, пожалуй, единственный пример отставки первых лиц в банковской системе Татарстана, чей уход напрямую связывают с ошибками управления в период кризиса. С известной натяжкой компанию ему может составить заместитель управляющего татарстанским отделением Сбербанка Игорь Козлов, признанный ответственным в выдаче необеспеченного кредита в размере 2,6 млрд руб. компании «Софт-трейд». И уволенного в апреле 2009-го. С натяжкой, потому что г-н Козлов хоть и входил в число топ-менеджеров отделения, первым лицом не являлся. Первое же лицо — Геннадий Захаров с почетом ушел на пенсию спустя год после этой истории. И к кризису эта отставка, похоже, отношения не имеет. Как не имеют к кризису отношения и другие кадровые изменения топ-уровня в банковской сфере республики последних полутора лет.
Что касается других татарстанских банков, то секрет бессменности их топ-менеджеров приоткрыл недавний отчет рейтингового агентства Fitch, раскрывший структуру собственников банка «Спурт». Согласно этому отчету, главным акционером банка является его основатель и Председатель Правления Евгения Даутова. Схожая структура собственников в других «старых» татарстанских банках является надежной страховкой от кадровых потрясений. Ротации топ-менеджеров в них происходят крайне редко и, как правило, связаны с продажей бизнеса сторонним инвесторам. Яркий тому пример, совсем «свежая» отставка Председателя Правления Татинвестбанка Алевтины Галеевой, случившаяся после продажи этого банка болгарскому холдингу «Химимпорт».
Здесь следует уточнить, все выше перечисленные замечания справедливы в отношении именно татарстанских банков. Кадровые перестановки в филиалах московских банков велись весьма активно. В частности, в апреле 2009 г. сменилось руководство татарстанского филиала «Банка «ВТБ». На должность управляющего был назначен Рустэм Камалеев, ранее возглавлявший представительство литовского банка «Снорас» в Чехии. На новом посту он сменил и.о. руководителя филиала Ильдара Хаматшина, который в свою очередь возглавил казанский операционный офис самарского филиала «Номос» банка.
Летом 2009-го последовала отставка руководителя казанского филиала банка «Юниаструм» Марата Никифорова, перешедшего на должность вице-президента банка «Казань». А его место занял Алмаз Валиуллин, прежде возглавлявший филиал «АК БАРС» Банка в Тюмени.
Из «свежих» перестановок можно отметить отставку весной этого года управляющего казанского филиала Локо-банка Ринара Кадырова. Официального сменщика ему пока не назначили. Обязанности руководителя филиала исполняет начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса Гульнара Губайдуллина.
Некоторые управленцы в период кризиса нашли более перспективную работу. Именно так свое новое место работы характеризует Марсель Валиахметов, экс-директор казанского отделения МИАН, а ныне руководитель отдела продаж компании «ЮИТ Лентек», являющейся застройщиком жилого комплекса «Современник». «Переход с должности директора агентства недвижимости на должность руководителя отдела продаж крупной международной строительной компании для себя лично считаю профессиональным ростом. Я проработал в компании МИАН два года, занимался развитием сети, принимал участие в организации отделений МИАН в Казани, Набережных Челнах и других городах Поволжья. Планов ухода из нее я не строил. Но получил предложение всесторонне интересное, от которого не смог отказаться».


Банкиры ищут «докризисные» заработки
Надежда Борисова директор казанского филиала HeadHunter
Самыми «дорогими» сотрудниками из десятки самых «горячих» специализаций сферы топ-менеджмента Татарстана являются руководители производственных предприятий. В среднем, работодатели республики готовы предложить менеджеру, руководящему производственной компанией, до 97 тыс. руб. При этом средняя ожидаемая заработная плата кандидатов в этой категории — 72,4 тыс. руб.
Стоит отметить, что ожидания соискателей относительно оплаты труда иногда неоправданно завышены. Так, например, руководители коммерческих банков Татарстана рассчитывают на зарплату в 74 тыс. руб., тогда как среднее предложение работодателя не превышает 49 тыс. руб. Такая разница в ожидаемых и предлагаемых доходах, скорее всего, связана с тем, что соискатели торопятся приблизить зарплаты к докризисному уровню. Работодатели же заметно медленнее реагируют на восстановление зарплатных предложений.


Поиски топ-менеджеров остаются сложными и длительными
Ольга Трифонова директор казанского офиса кадрового холдинга «АНКОР»
К сожалению, даже при большом желании поправить дела компании не все работодатели порой морально готовы брать на работу сильных топ-менеджеров, опытных и самостоятельных, привыкших решать вопросы исключительно на уровне владельцев бизнеса, тем самым обеспечивая оперативные изменения в компании на глобальном уровне. Буквально в начале текущего года мы работали над проектом по привлечению на одно из казанских предприятий кризис-управленца. Клиентом была определена ключевая задача для нового сотрудника — оптимизация бизнес-процессов и общего менеджмента с организацией системы продаж на федеральном уровне в ситуации сильной конкуренции. Поиск «готового профи» на специализированных предприятиях осуществлялся по всей территории России силами нескольких офисов АНКОРа. Но в итоге заказчик отказался от предложенной кандидатуры: топ-менеджеры компании стали опасаться, что новый управленец быстро «затмит» их в глазах собственников. И на работу взяли казанского специалиста со средними претензиями по зарплате и исполнительским потенциалом.

Увеличить


Увеличить