Меню

Поставщикам придется смириться с низкой маржой

Радик Ибрагимов директор филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V. (Магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+») С момента вступления в силу Федерального закона «Об основах государственного

Радик Ибрагимов директор филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V. (Магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»)
С момента вступления в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» у розничных сетей и поставщиков есть полгода так называемого «переходного периода». Однако уже сегодня можно говорить о том, что действие закона в первую очередь повлечет за собой не перераспределение прибыли между сетями и поставщиками, как предполагалось ранее, а перераспределение сил между самими поставщиками.
У производителей отобрали законные механизмы, с помощью которых они продвигали свои товары, будь то ретро-бонусы или связанные с договорами поставки маркетинговые расходы. Теперь диалог ритейлера с поставщиками ведется исключительно «через плоскость цен», и той продукции, которая не нравится покупателю, не будет на полках. Сократив количество ассортиментных позиций, ритейлеры сократят издержки, предоставив покупателю реальный выбор товара в высоком, среднем и низко-ценовом сегментах.
Несмотря на то что в прессе существует огромное количество публикаций о всеобщем недовольстве ритейла и о том, что все нововведения законотворцев бессмысленны, так как ритейлеры найдут миллион способов обойти закон, могу уверенно сказать, что мы не будем придумывать новые формы, чтобы облечь в них старое содержание. Запрещенные законом бонусные платежи не будут взиматься с поставщиков ни в какой форме. Все маркетинговые услуги будут оказываться только добровольно и расценки на них будут публичными. А отказ от ретро-бонусов, за счет которых мы кредитовали поставщиков, позволит нам не только снизить закупочные цены на товар и компенсировать предусмотренное законом сокращение отсрочек платежей, но и сделать цены более привлекательными для покупателей.
Кроме того, новый закон «О торговле» стимулирует розницу к наращиванию портфеля собственных брендов. Доля private labels в развитых странах доходит до 60%, да и со стороны россиян лояльность к частным маркам уже достаточно высокая— 48% согласно недавнему исследованию Comcon. Учитывая, что продукция под собственными торговыми марками ритейлера в среднем на 10-20% дешевле брендов-аналогов, мы полагаем, что сегодня для private labels открываются большие перспективы. Никакой специальной раскрутки свои марки не требуют: достаточно поставить их на полку рядом с известными брендами. И выпускать их будут те же самые поставщики— только они не смогут взять с продавца денег за бренд и будут вынуждены довольствоваться более низкой маржой.
Покажу на примере нашей компании— сегодня доля private labels в X5 составляет 5% ассортимента. По сравнению с развитыми странами— ничтожно мало. Есть куда двигаться. Важно понять, какие марки сейчас не пользуются спросом, вывести их из ассортимента и оставить только востребованные. По нашим планам из 70 существующих разрозненных марок останется несколько, при этом из охватывающих практически все категории товаров.
Нет смысла критиковать закон, когда он уже принят и вступил в действие. Если в нем и есть какие-то несовершенства, жизнь все расставит на свои места и, если будет необходимо— заставит внести поправки. К слову, основные положения вступившего в силу закона «О торговле» могут быть скорректированы уже в 2011 году, о чем упоминает Минпромторг в «Стратегии развития торговли в РФ».
Колонка написана специально для «Делового квартала»