Меню

Потребрынок Татарстана «просел» по нескольким фронтам

Потребрынок РТ «просел» сразу в нескольких сегментах. Кризис ударил даже по сфере общепита. По мнению эксперта DK.RU, снижение продолжится и в следующем году.

Минпромторг РТ опубликовал отчет о развитии регионального  потребительского рынка к третьему кварталу. Согласно документу, рынок существенно замедлил развитие, а в некоторых отраслях даже показал отрицательную динамику.

В частности, почти на 4% снизился индекс физического объема оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями,  на 4,7% - Индекс физического объема бытовых услуг населению и на 10% - индекс физического объема оборота общественного питания.

Платон Магута рассказал DK.RU, что положение дел в целом соответствует общероссийским тенденциям:

- Розничный оборот за январь-сентябрь по данным Росстата вырос лишь на 2.6% до 18.56 трлн. рублей, при этом в 3 квартале рост розничной торговли и вовсе замедлился до 1.4%. Для сравнения - даже в 2013 году, когда экономический рост резко замедлился, за аналогичный период рост торговли составил более 3%.

Эксперт  считает, что в таком положении рынок оказался сразу из-за трех факторов. Один из них – рост инфляции. В текущем году цены вырастут на 3 процентных пункта выше, чем ожидалось изначально.

Второй фактор - снижение темпов роста доходов населения. В сентябре реальные доходы снизились на 0.8%.

Третьим фактором стало падение темпов роста потребкредитования.  Ранее в «Альпари» DK.RU рассказывали, что кредиты стали менее доступными. Во многом виноват рост ключевой процентной ставки:

- Рост ключевой процентной ставки приводит к росту ставок по депозитам и кредитам, стимулирует склонность к сбережению граждан, а не к потреблению. Уровень доступности кредитных займов продолжит снижение.

Платон Магута ожидает, что ситуация на потребрынке будет ухудшаться еще как минимум ближайшие 2 квартала. Если в течение этого времени  последствия девальвации рубля и роста инфляции будут преодолены, рынок имеет шанс выправиться.