Меню

Профессионалы уже готовы переезжать в Казань

 В 90-х годах все говорили, что у нас в Татарстане феодальная экономика Леонид Барышев, генеральный директор «Эссен продакшн АГ» Колонка написана на основе выступления на форуме «Будуще

 В 90-х годах все говорили, что у нас в Татарстане феодальная экономика

Леонид Барышев,
генеральный директор «Эссен продакшн АГ»

Колонка написана на основе выступления на форуме
«Будущее города. Казань-2020»

Чем город полезен для бизнеса, и чем бизнес полезен для города? Чтобы найти ответ на эти вопросы, нужно разделять крупный и мелкий бизнес. Мелкий бизнес всегда стремится в города с большим населением и высокой конкурентоспособностью. Я всегда слежу за рекламой. Сейчас ее количество в Казани говорит о том, что бизнес стал бороться за клиента, а это признак того, что покупательская способность населения выросла.

Для крупного бизнеса очевидна значимость развития инфраструктуры. Здесь мы хотим за 10 лет пройти путь, на который у Европы ушло 50 лет. Например, уже появился прямой рейс «Франкфурт-Казань», на котором 80% пассажиров — иностранцы. Они привозят к нам другую культуру ведения бизнеса, технологии. То есть происходит интеграция Казани в мировое бизнес-сообщество.

Возникает вопрос о доступности кадров. Существует тенденция: когда компания достигает определенного уровня, она начинает особенно остро нуждаться в компетентных сотрудниках. И многие казанские компании нанимают людей из других городов. Во-первых, профессионалы уже готовы ехать в Казань, потому что наш город становится вполне комфортным местом проживания и потому что мы находимся недалеко от Москвы. Во-вторых, Казань — город больших возможностей. То, что случилось в 90-е годы в Москве, в Казани можно повторить и даже улучшить. Этот тренд, думаю, будет продолжаться, так как Казань развивается стремительными темпами.

В первую очередь, мы говорим об уровне образования. В Казани в эту отрасль сейчас направляется много инвестиций, здесь находится федеральный университет. Руководство города и республики серьезно занимается позиционированием Казани в качестве учебного центра. Но я приведу пример. Мой брат окончил университет в Ульяновске — очень серьезный университет по специализации программирование.

Сейчас он и еще 12 таких же выпускников работают на одного предпринимателя, открывшего лабораторию прямо в своем частном доме. Они занимаются оффшорным программированием. И оборот их бизнеса уже стал сопоставим с оборотом нашего завода. Я никак не мог понять, как это произошло. А потом мне объяснили, что экспорт IT-услуг, например, из Индии сопоставим по объему с экспортом российской нефти. В Казани тоже есть такие фирмы, мы просто их не замечаем. Но они скоро дадут о себе знать.

Заходя в тот или иной город, предприниматель, прежде всего, думает о конкурентной среде. Вспомните, в 90-х годах все говорили, что у нас в Татарстане феодальная экономика. Но сейчас уже можно позиционировать Татарстан как республику равных возможностей. К сожалению, не во всех отраслях. Понятно, что постепенно и мы ощутим последствия глобализации, но если город уже сейчас будет придерживаться политики равных возможностей, мы быстрее получим приток предпринимателей. Здесь важно понимать, что чиновники должны устанавливать правила игры и ни в коем случае даже не знакомиться с бизнесменами, чтобы не провоцировать всякого рода коррупционный ореол.

Я удивился, когда на собрании в муниципалитете одного западного города всерьез рассуждали о том, на что потратить бюджетный профицит. Вместо того чтобы дать денег бизнесу, о чем много говорят в России, они выбирали между обустройством площадки для выгула собак и модернизацией уличного освещения. И это правильно. Власть просто должна установить внятные правила для всего бизнеса. У нас же их иногда разрабатывают под одного конкретного игрока. Это на корню убивает конкуренцию — сразу становится понятно, что выживут не все, а только компании, близкие к определенному кабинету. Многие предприниматели сталкиваются с такой ситуацией и начинают думать, что же им делать дальше. А другие, которые подсажены на внутренние дотации государства, вообще уже не могут жить по-другому.

Я считаю, что для создания здоровой конкурентной среды у власти и бизнеса должны быть разные задачи: бизнес должен заниматься изучением и инвестированием в своих собственных структурах, а власть должна заниматься инфраструктурой и социальной политикой, повышать уровень жизни населения. И главное, должны быть равные условия для развития бизнеса.

Леонид Барышев