Меню

Прогнозы на 2013 г. «лишь бы не было хуже» не оправдались - эксперты

В новом номере журнала «Деловой квартал» от 9 декабря эксперты подвели неутешительные, как оказалось, итоги года. Прогнозы прошлого года не оправдались.

Подводя неутешительные (как тогда казалось) итоги развития российской экономики в 2012г., «Деловой квартал» самим заголовком прошлогоднего материала пытался запрограммировать ситуацию на год 2013, теперь уже заканчивающийся,— «лишь бы не было хуже». Попытка провалилась: все вышло гораздо хуже. Хуже не только чем в прошлом году, но и в самых пессимистических сценариях 2013г.

Намеченная Нуриэлем Рубини, профессором Нью‑Йоркского университета, на 2013 г. новая ост­рая фаза кризиса — «серьезней, чем в 2008 г.» («идеальный шторм», когда несколько негативных трендов во всем мире приведут к одномомент­ным катастрофическим последствиям), к счастью, не материализовалась. Большинство же серьезных аналитиков, в отличие от Рубини, обострения ситуации не просматривали и оказались правы.

Медленно и печально

Преобладающее среди экспертов‑­макроэкономистов настроение на рубеже 2012 и 2013 гг. выразил год назад Евгений  Ясин,  научный руководитель Высшей школы экономики: «Кризис будет  продолжаться достаточно долго, но ожидать, что мы  будем  сталкиваться с какими‑то очень большими проблемами в 2013 г., снижением уровня жизни и так далее, не следует». Так, в общем, и случилось: массовых сокращений и тотальных неплатежей не было, крупнейшие предприятия не останавливались, закидывать наличностью целые отрасли и спасать системообразующие банки и компании, как в 2008‑2009 гг., не пришлось.

Что же до реализовавшегося на практике прогноза, из опрошенных год назад «ДК» экспертов точнее всех оказался, как теперь выясняется, Михаил Задорнов, президент‑председатель правления банка ВТБ24: «Не будет кризиса, цены на нефть не сильно упадут. Они будут в районе $95‑100 за баррель, но темпы роста в экономике замедлятся. Стоимость денег будет выше, монетарная политика жестче. Новый бюджет сбалансирован таким образом, что расходы в 2013 г. несколько сократятся. Это угнетающе действует на экономический рост. Потребительский спрос понемногу выдыхается».

Г‑н Задорнов ошибся только с оценкой масштабов замедления экономики. Его прогноз темпов роста ВВП в 2013 г. составлял 3% — ниже, чем предусматривал даже консервативный сценарий правительства РФ (3,6%). Ниже был прогноз только у Высшей школы экономики (2,6%), но и эта оценка оказалась по факту чересчур оптимистичной. В течение года прогнозы роста экономики Минэкономразвития пересматривались несколько раз — в сторону понижения, всякий раз возбуждая недовольство экономистов безотносительно их ориентации — либеральной или консервативной: ниже падать некуда! Оказалось, есть куда.

Минэкономразвития зафиксировало экономический рост за три квартала уходящего года в 1,5%, что, по словам замминистра экономического развития Андрея Клепача, при практически нулевом росте в третьем квартале и небольшом оживлении в четвертом даст по итогам года все те же 1,5%, максимум 1,6%. Это даже ниже, чем действующий на момент написания текста консервативный прогноз МЭР в 1,8%! И тут уж нет нужды выяснять, при каких именно значениях национальной экономике ставится диагноз «стагнация»: считается, что для развивающихся экономик все, что меньше 3%, — стагнация в чистом виде. Что и подтвердил в конце сентября глава МЭР Алексей Улюкаев: «Россия находится в состоянии стагнации. Мы не на пороге кризиса, но ситуация очень и очень сложная. Кризис — это часть цикла деловой конъюнктуры, ситуация, в которую входишь и из которой выходишь. А стагнация — это непредсказуемая ситуация. И нужны специальные меры, чтобы разорвать этот порочный круг».

 

Спросить не с кого

О необходимости специальных мер в течение всего года не говорил только ленивый. Еще в конце прошлого года стало очевидно, что замедление темпов экономического роста до исчезающе малых значений — не столько следствие неблагоприятной внеш­ней конъюнктуры, сколько исчерпание потенциала существующей модели роста, основанной на госинвестициях за счет все тех же сырьевых доходов. Эти доходы пока не сокращаются, но экономика все равно не растет.

За 9 месяцев 2013 г. средняя цена на баррель неф­ти марки Urals составила $107,73 — на $13,5 выше прогнозных котировок для Urals на 2013 г. от МВФ и на $10 выше среднегодовой цены, заложенной в доходную часть бюджета. Так что бюджет в итоге удастся исполнить с превышением доходной части на 40,5 млрд руб. — доходы увеличатся до 12,906 трлн руб. Только при этом большую часть роста нефтяных доходов съело падение заложенных в бюджет доходов ненефтегазовых. Они в пересмотренном бюджете снижаются на 505,9 млрд руб. — прежде всего за счет низкого спроса в экономике: падают физические объемы импорта и экспорта, прибыль компаний в реальном секторе. Происходит это главным образом из‑за снижения темпов роста реальных располагаемых доходов населения (учитывающих инфляцию и обязательные платежи). За три квартала текущего года они снизились до 3,6% (в прошлом году за тот же период составляли 3,8%).

Эксперты говорят о том, что потребительский спрос больше не может расти: закредитованность слишком высока и дальнейшее увеличение потребкредитования невозможно: люди и так тратят на выплату процентов банкам по кредитам до опасного большую часть своих зарплат. Это делает невыгодным инвестирование в новые производства: спрос на их продукцию все равно будет низким в любом случае. Нет расширения производства — нет увеличения в структуре ВВП доли несырьевых доходов, не меняется структура экономики — остается, как и все предыдущие годы, уповать на нефтяную и газовую трубу, где перспектив роста тоже нет. Ситуация воспроизводится цикл за циклом, как старая заезженная пластинка, и ни у кого в целой стране нет сил сменить ее.

Ну и как тут делать бизнес?

Уже в течение 2012 г. первые лица страны неоднократно давали понять, что единственное, по сути, окно возможностей связано с улучшением условий для ведения бизнеса. Это повысило бы самозанятость населения, привлекло зарубежных инвесторов, которые бы создали новые высокооплачиваемые рабочие места. Именно в 2012 г. в число ключевых целевых индикаторов работы правительства Владимир Путин включил повышение позиций российской экономики в мировых рейтингах комфортности ведения бизнеса. Установка на текущий год (изменение страновой позиции России в рейтинге Doing Business на 2014 г.) была жесткая: с 111 места в 2013 г. подняться до 80‑го в 2014 г.!

Правительство норматив не достигло, план провалило: вместо 80‑й позиции РФ переместилась на 92‑ю. При этом самый весомый вклад в повышение интегрального рейтинга внесла категория «подключение к системе энергоснабжения» — рост на 71 позицию. Проще стало регистрировать предприятия и собственность, улучшилось, по мнению составителя рейтинга — Всемирного банка, налогообложение. Но в то же время ухудшилась ситуация с кредитованием (банки не слишком охотно дают кредиты предприятиям, потому что рыночные перспективы туманны), хуже стали обстоять дела и с защитой инвесторов. Получается, и с главной надеждой российских властей — улучшением инвестклимата и условий для предпринимательства в 2013 г. дела обстояли так же, как и с динамикой ВВП: рост был, но медленный и печальный.

Подготовил Евгений Федоров

«Деловой квартал» №24 (146) от 9 декабря