Меню

Прошел год как Г. Емельянов возглавил Елабугу

Прошел год с тех пор, как Геннадий Емельянов возглавил Елабугу — один из самых интересных, непростых и перспективных городов республики, сначала — в качестве руководителя райисполкома, затем — б

Прошел год с тех пор, как Геннадий Емельянов возглавил Елабугу — один из самых интересных, непростых и перспективных городов республики, сначала — в качестве руководителя райисполкома, затем — будучи избранным на должность главы муниципального района.

Жителям этот год запомнился прежде всего тем, что власть «пошла в народ», а также повышенным вниманием к вопросам ЖКХ и благоустройства. О том, что удалось сделать за это время, какие выбраны приоритеты в развитии территории, мы беседуем с главой Елабужского муниципального района.

ТАРИФЫ МОЖНО ОБУЗДАТЬ

- Геннадий Егорович, с каким чувством встречаете годовой рубеж работы на посту руководителя Елабужского района?

- Есть чувство удовлетворения, потому что видны определенные результаты. Не утверждаю, что мы с командой что-то кардинально изменили в Елабуге, но самое главное, с моей точки зрения, — доверие населения к администрации города. Это видно по отношению елабужан. А завоевать это доверие удалось, сделав власть предельно открытой. Так, «деловой понедельник» — совещание, где мы подводим еженедельные итоги, обсуждаем самые важные вопросы жизни города, — транслируется сейчас по местному телеканалу в прямом эфире. Людям это интересно, они внимательно следят за происходящим, получая информацию из первоисточника. По просьбе горожан стали повторять запись телетрансляции вечером, ведь утром многие на работе.

Самое главное для меня — это взаимопонимание с жителями. Люди знают, чего хочет власть, мы — что нужно им. Это большое дело.

- В начале этого года в Елабуге было принято беспрецедентное для нынешних времен решение — снижена стоимость проезда в городском общественном транспорте. На чем оно основывалось? Как долго власти смогут держать этот уровень?

 — Мы его не держим, а обосновываем тарифы, это две разные вещи. Мы провели анализ и приняли решение о снижении стоимости проезда в общественном транспорте, которая составляла 11 рублей. Нельзя Елабугу сравнивать, например, с Набережными Челнами — там иная протяженность маршрутов. Наш город компактный. Мы вообще обосновали тариф в девять рублей, но пошли на компромисс с перевозчиками и остановились на десяти рублях. И транспортники согласились. Более того, некоторые, зная, что я прав, даже раньше времени пошли на снижение тарифов. Если бы им было невыгодно, они бы не работали на таких условиях. Но они покупают автобусы, просят открыть новые маршруты... В нынешнем году мы сохраним действующую стоимость проезда, а потом будем смотреть на рост цены топлива, запчастей и принимать решение.

- Еще одно приятное для горожан изменение — снижение стоимости жилищных услуг на четыре процента. За счет чего это было сделано? Есть ли внутренние резервы для еще большего снижения?

- Люди давно поняли, что нередко платят за услуги, которых не получают. Когда мы взялись создавать новые управляющие компании, то собрались вместе и прошлись по перечню работ, которые должны проводиться. Например, урны для мусора необходимо мыть раз в месяц. Я спросил у руководителей управляющих компаний: вы их моете? Все пожали плечами, никто этим не занимается. Почему тогда деньги с населения собираются? И так далее. В итоге нам удалось снизить стоимость жилищных услуг с 16,43 рубля до 15,80 рубля за квадратный метр, то есть на 4 процента по сравнению с 2010 годом. Это уменьшение обоснованное, и решение было поддержано управляющими компаниями, трений с ними у нас нет.

Пошли и дальше. Создали на базе обанкротившегося предприятия новое МУП «Водоканал», проанализировали тарифы на водоснабжение и водоотведение в других городах и пришли к выводу, что мы в Елабуге ни на копейку повышать стоимость данной услуги не будем, так что тариф остался на уровне прошлого года.

ГОРЯЧИЕ СПОРЫ О ТЕПЛЕ

- Геннадий Егорович, республика наслышана о вашем противостоянии с предприятием тепловых сетей. Что подвигло на него?

- Теплоснабжение — самый проблемный вопрос жилищно-коммунальной сферы Елабуги. Во-первых, сам тариф здесь очень высокий. Во-вторых, Елабуга — один из немногих городов в Татарстане, где, ссылаясь на низкие сборы платежей населения, ежегодно отключают горячую воду и грозят затянуть начало отопительного сезона. Такие отключения длятся уже на протяжении 10-12 лет. Этому необходимо было положить конец.

- Если возможно, расскажите, пожалуйста, об истоках и истории конфликта. На какой стадии он находится сейчас?

- Предприятие тепловых сетей — сугубо частная структура, монополисты. Просчитав тарифы, по которым они продают нам тепло, — в 2010 году это было 1049,60 рубля без НДС за гигокалорию, — мы с Центром экономических и социальных исследований РТ пришли к выводу, что реально обоснованный тариф должен был быть 961, 83 рубля. Учитывая, что предприятие весь год торговало теплом, завысив планку, мы настаивали, чтобы они минусовали 60 копеек, когда обосновывали тарифы 2011 года. Но они не согласились, а наоборот, хотели повысить стоимость гигокалории на 28 процентов. Меня очень удивила тогда позиция республиканского Комитета по тарифам: не вникая в расчеты, предыдущий руководитель сказал, что нужно повысить тариф хотя бы на 9 процентов. Мы с этим категорически не согласились. Тогда руководство Елабуги вообще не пригласили на рассмотрение этого вопроса. В одностороннем порядке с участием только представителей ПТС было подписано решение о росте тарифов в 2011 году на 9,2 процента — до 1146,36 рубля. Мы, естественно, подали в суд. К сожалению, суд принял не нашу сторону. Мы подали апелляцию.

Вообще, я сторонник того, чтобы социально значимые предприятия жилищно-коммунальной сферы были под контролем муниципалитета. Настаиваем на том, чтобы ПТС передали городу, тогда можно будет привлечь нормального инвестора, который бы вкладывал деньги, а не только собирал их с населения. Такой инвестор есть, Елабугой заинтересовалась германская структура «Ремондис», которая работает в 36 странах. Ее представители приезжали к нам с презентацией. Меня подкупил приведенный ими пример: в Германии за десять лет управления водоснабжением обслуживаемых ими городов ни разу не повысили тариф, сохраняя его за счет внутренних резервов. Вообще, серьезные вложения в жилищно-коммунальное хозяйство Елабуги необходимы, поскольку износ сетей здесь составляет свыше 70 процентов.

- Что нужно делать, чтобы работа управляющих компаний стала эффективной, в интересах населения?

 — ЖКХ — это бизнес. За жилищно-коммунальные услуги население Елабуги ежемесячно платит около 55-60 миллионов рублей. Это немалые деньги, стабильно поступающие на счета управляющих компаний. Им не нужно ничего производить, а потом постараться еще и реализовать.

Вы посмотрите, руководители управляющих компаний пришли в свои кабинеты «пешком», а сейчас все ездят на джипах. За счет чего? За счет денег населения. Жители должны жестче контролировать расходование этих средств. Мы по этому пути и пошли. Прорабатываем вариант диспетчеризации, чтобы наглядно было видно, в какой квартире сколько каких ресурсов потребляется. Планируем ввести финансирование управляющих компаний через казначейство.

МОЛОДЕЖЬ У НАС УМНАЯ

- Вы постоянно проводите встречи с населением, на которых люди говорят о своих проблемах, высказывают предложения. Какова цель таких встреч — выпустить пар? Или все-таки это инструмент решения конкретных проблем?

- Если я, как глава, не буду общаться с населением, куда тогда людям обращаться? Когда нет доступа к властям, люди начинают писать в Казань, в Москву... А для чего тогда меня предложил на эту должность Президент, выбрали депутаты, для чего я, как глава, нужен? Мы решаем конкретные вопросы, все обращения протоколируются. Я знаю, где что происходит, отслеживаю работу каждого руководителя. Стараюсь вникать во все темы, которые люди поднимают, отвечать на все вопросы.

Общение с людьми, особенно с молодежью, — это стимул к работе.

- Да, все уже заметили: встречи с молодым поколением елабужан, со школьниками — особая часть вашей работы. Но для чего нужно серьезному руководителю слушать «детский лепет»?

- Не согласен, это нельзя назвать «детским лепетом». Не каждый взрослый догадается задать такие вопросы, какие звучат на встречах со школьниками! Из-за этого «детского лепета» мы даже в «деловой понедельник» внесли изменения — по предложению детей сейчас на каждом совещании звучит доклад об экологической обстановке за неделю, ведь рядом с Елабугой много промышленных, химических предприятий.

Школьники инициировали также проект обустройства придомовых территорий и конкурс «Двор моей мечты». У нас всего 138 дворов, и когда погода установится, будем благоустраивать их всем миром — администрация, депутаты, руководители, управляющие компании, жители.

 Это только малая часть предложений, получивших ход. Молодежь у нас умная, надо только научиться ее слышать и понимать.

- Общение со своими уже взрослыми детьми вы строите по такому же принципу?

- К ним отношусь как к друзьям. И сыну, и дочери сказал, что я, конечно, папа, но со мной можно делиться всем, как с другом. Поэтому общение у нас открытое.

А вообще я спрашиваю взрослых людей: сколько времени в сутки вы видите своих детей? Два-три часа. Мы в молодости не понимаем ценности общения с ребенком, заняты работой, решением житейских вопросов, от которых, конечно, тоже не уйти. Я и сам не заметил, как выросли мои дети. А вот к внучке уже другое отношение, внимательно наблюдаю, как она растет. Надо с детьми больше общаться.

- Льготы для молодежи при посещении спортивных сооружений были введены по предложению самих школьников или это ваша инициатива?

- У нас оснащенность спортивными сооружениями — одна из самых высоких в Татар-

стане, около 89 процентов. Но я видел, что у детей нет возможности в них заниматься. Тогда было принято решение, что дети — и городские, и сельские — могут бесплатно посещать все спортсооружения.

- Вернемся к теме ЖКХ и благоустройства. В прошлом году в городе и районе была проведена большая работа по асфальтированию автодорог, проездов и дворов. Какие планы на новый сезон?

- По анализу, проведенному в прошлом году, в ремонте нуждались 66 километров внутриквартальных дорог. Было отремонтировано 16 километров, на что мы затратили 90 миллионов рублей. Примерно такие объемы планируем выполнить и в этом году. Ну что это за жизнь, если во дворе нет асфальта. Когда грязь кругом, то и население одевается соответствующе. А ведь приятно, когда люди одеты красиво, а девушки — на каблуках.

ОБ АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

- Аграрный сектор является, к сожалению, слабым местом экономики Елабужского района. Какие меры по его развитию принимаются и планируются?

 — Да, ни для кого не секрет, что сельское хозяйство у нас в запущенном состоянии. Неэффективно используются земли, из 22 хозяйств более-менее держатся на плаву только четыре. Но мы нашли мощного инвестора — «Ак барс холдинг». Земли, долгое время бывшие заброшенными, в этом году начнут обрабатываться — это 20 тысяч гектаров. Планируется построить мегаферму, будет увеличиваться поголовье КРС и на семейных фермах. Думаю, к осени мы уже получим положительные результаты.

- Устраивает ли вас характер сотрудничества города с особой экономической зоной «Алабуга»? Что, почему и как вам хотелось бы изменить?

- В числе работников особой экономической зоны елабужан всего около 25 процентов, остальные — из соседних городов. Мы считаем, что местное население и бизнес должны быть шире задействованы в этом крупном проекте. Поэтому перешли к более тесному сотрудничеству. Состоялось несколько встреч, в том числе встречи представителей резидентов ОЭЗ с нашими предпринимателями, со старшеклассниками.

ЗЕМЛЮ — БЮДЖЕТНИКАМ!

- Недавно вы выступили с необычным предложением: создать поселок для работников бюджетной сферы. Расскажите, пожалуйста, что это за проект.

 — Наверное, здесь мы первопроходцы. Суть в том, что доходы бюджетника обычно весьма скромны, и если такой человек хочет жить своим домом, то землю через аукцион купить ему не по карману. Проданный через торги, клочок земли вокруг Елабуги может стоить и 300 тысяч, и полтора миллиона рублей. Зная, что у бюджетников таких денег нет, я принял решение об организации для них, скажем так, садоводческого общества. Каждый его участник должен заплатить за оформление земли — межевание и присвоение кадастрового номера — 8,5 тысячи рублей, и еще в 90 тысяч обойдутся сети — газ, вода, канализация. Таким образом, цена вопроса — 98,5 тысячи рублей. Оформив все документы, бюджетники должны начать строить дома, ведь это земля под целевое использование. Срок — три года, если не уложатся за это время, земля будет изъята.

Да, бюджет района немало при этом теряет: выгоднее было бы продать землю с аукциона. Но казну мы постараемся пополнить из других источников, зато бюджетники смогут построить дома. Желающих — целая армия, уже сегодня заявлений около трех тысяч. На первых порах определена территория в 60 гектаров рядом с городом. Там будет 378 участков, каждый от 10 до 15 соток. Это только начало, постараемся всем желающим работникам бюджетной сферы дать землю.

- Уже много лет говорится о необходимости строительства в Елабуге речного порта. Когда же он появится?

- У нас есть договоренности с инвесторами, полностью готова проектно-сметная документация. Грузовой порт должен быть построен к концу 2012 года. Он будет возводиться по проекту Менделеевского завода минеральных удобрений, куда необходимо будет поставлять высокотоннажное оборудование — местом для порта выбрана именно наша территория. Пассажирский будет строиться параллельно.

Вообще, планов у нас громадье, но не буду торопиться их озвучивать — не в моем характере говорить о том, что еще не сделано. Когда появятся первые результаты, обязательно расскажем об этих проектах.
 
Источник: rt-online.ru

Фото: yelabuga.ru