Меню

Путин в Давосе «пел Лазаря»

  ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ, журналист:   — Я сравнил бы выступление Путина в Давосе с речью, которую он два года назад произнес в Мюнхене. За два года он проехал от Мюнхена до Давоса, в общем, ди

 
ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ,
журналист:
 
— Я сравнил бы выступление Путина в Давосе с речью, которую он два года назад произнес в Мюнхене. За два года он проехал от Мюнхена до Давоса, в общем, дистанцию не маленького масштаба. Потому что на этот раз Путин, конечно, «пел Лазаря», и выступление было — «к чему друзья весь этот шум, я ваш старинный сват и кум». Мне кажется, что после того, как произошел кризис и наша экономика налетела с размаху на тяжелый столб, конечно, эти интонации у него появились. И вот нам сообщили, что будет секвестр — попросту говоря, урезание бюджета. В сочетании с инфляцией, которая официально ожидается 13%, значит, реально жди 20 — это, в общем, такие козыри на руках — даже по нынешним временам далеко не у всех, хотя, повторяю, в общем, у всех глав государств козыри паршивые, но таких паршивых мало у кого есть. Вполне естественно, что в этой ситуации ехать в Давос учить их уму разуму и загибать пальцы — в общем, не очень остроумное занятие. Поэтому Путин, так сказать, откликнулся на призыв медоточивого Обамы «разжать кулак, а мы пожмем вам руки» — вот как бы началось разжимание кулака. Началось оно, я бы сказал, так аккуратненько, с переменным успехом.

Вот первый тезис — бешеный спекулятивный рост, игра на капитализации, — это мы все видели, это было главным предметом гордости российского руководства в течение последних лет. При том, что реально, например, в том же «Газпроме» рост добычи практически остановился — то есть, капитализация росла благодаря ценам на газ и просто спекулятивной игре в разы, а рост добычи был на какие то жалкие проценты. Что касается веры в то, что халявные деньги будут сыпаться гораздо быстрее, чем растет производительность труда — это и есть основы того потребительского общества, которое создано в нашей стране.
И заканчивая этот пассаж, Путин сказал фразу, на которую я обратил внимание: «И вот сейчас эта пирамида ожиданий рушится». И я практически уверен, что Путин, как к нему ни относись, сказал это совершенно с искренней болью — потому что вот эта пирамида ожиданий — это та экономическая система, та экономическая пирамида, которая создана в нашей стране, — а больше в ней не создано ничего. Я бы, кстати, тут не вешал всех собак на Путина, на его правительство и на его систему по одной простой причине — потому что Путин прав в том, что примерно такая же экономическая психология — не говорю «такая же экономическая система» — существует во всем мире. И существует, потому что опирается на базовые человеческие ценности: жадность, лень, торопливость, амбициозность, — когда само в руки идет, дурак откажется. Вот эта вера в растущую халяву — она естественна для всех людей и для всего мира в период экономического роста.
 
Подробности — на сайте радио «Эхо Москвы» www.echo.msk.ru  и на портале делового общения www.dk16.ru