Меню

Развитие города   начинается с его самой болев ой точки

Все города испытывают схожие проблемы. К такому выводу пришли специалисты компании IBM, внедряющие систему «Разумный город» в разных концах мира. Разница только в том, кто как эти проблемы решает.

 

Если XIX век был веком империй, XX — веком национальных государств, то XXI век станет временем городов. Так считает Джерри Муни, вице-президент IBM по направлению Smarter Cities. По его словам, неразбериха в управлении свойственна всем городам мира, независимо от страны и масштаба. Россия, как страна с развивающейся экономикой, по его мнению, имеет даже некоторые стратегические преимущества.


«Умным» может стать любой город
IBM объявила о запуске инициативы Smarter Cities в 2008 году. На сегодняшний день корпорация уже осуществила свыше двух тысяч подобных проектов по всему миру. «Превращение города в «разумный» начинается с его самой болевой точки», — считает Джерри Муни. Однако тут же он добавляет: это непрерывный процесс, который не ограничивается одним‑двумя проектами.


Что скрывается под словами «разумный» город?
— Smarter Cities — это система IBM, позволяющая решить городские проблемы максимально эффективным способом. У нас есть проекты в области общественной безопасности — программа помогает отслеживать общественный порядок на улицах, координировать действия полиции и других служб безопасности города. Внедряются решения в области транспорта — прогнозирование ситуации на дорогах, быстрое разрешение аварийных ситуаций. В водоснабжении — прогнозирование аварий на трубопроводах. И во многих других сферах. Если обобщить, то наша система помогает предвидеть возникновение проблем на различных «узких» участках и действовать, таким образом, на опережение, а не по факту случившегося инцидента.


В каких странах подобный проект уже внедрялся?
— Каждый город решает свою проблему — системы везде специфичны. Мы внедряли систему сокращения времени прибытия медицинских и аварийных служб на место происшествия в Мадриде, «разумные» счетчики водоснабжения на Мальте, занимались повышением эффективности транспорта в Стокгольме, оптимизировали управление пассажиропотоками в аэропортах по всему миру, сотрудничали с полицескими департаментами в Нью-Йорке, Мемфисе и Ричмонде.


Эксперты по урбанистике считают, что главную роль в ускорении развития городов в XXI веке играют стратегические действия властей, направленные, прежде всего, на рост качества жизни и активности городских сообществ — предпринимательских, творческих, общественных. Какое отношение к этим процессам имеет глобальная IT-компания, такая как IBM?
— Связать все подсистемы инфраструктуры города в единую можно лишь на базе современных информационных продуктов, способных вычленять из потока информации самую важную для эффективного управления городским хозяйством. Объемы информации, циркулирующие сегодня в различных системах, огромны — например, в мире уже порядка 30 млрд RFID-меток, миллиарды действующих видеокамер, порядка 80% автомашин оснащены GPS.


Нет какого-то определенного алгоритма, позволяющего сделать город «разумным»?
— Нет, начинать запуск этого процесса можно с любого звена городского хозяйства.


Сейчас быстрее всего растут города в странах BRIC — там, где и национальные экономики растут, в отличие от Северной Америки и Европы. Могут ли ваши подходы к развитию городов, базирующиеся, скорее всего, именно на американском и европейском опыте, работать в странах с новейшей экономикой, где, по сути, нет никаких закономерностей?
— Мы работаем как в развитых, так и в развивающихся странах. Могу заверить, что многие развивающиеся страны даже проС являют больший интерес к технологиям. Здесь технологии, например, мобильные телефоны, распространяются быстрее. Потому что у растущих рынков появляется возможность перескочить несколько этапов развития и внедрить сразу самую передовую технологию.
И масштаб городов тут не важен. Мы работаем и с крупными городами — Нью-Йорк, Сингапур. И с маленькими городками, в штате Айова, например. Мы создаем гибкие решения.


Решения, может, и гибкие, но по карману ли они небольшим городам?
— Был такой заказ недавно — в одном небольшом городке в штате Индиана переполнялась канализация, и понадобилась система для решения этой проблемы. В Америке сейчас активно борются за сохранение окружающей среды, и если переполняется канализация, то муниципалитет должен заплатить огромный штраф.
Как раньше решали этот вопрос: если не хватает канализационной мощности, надо прокладывать новые трубы, строить емкости. Вкладывать в это сотни миллионов долларов или даже миллиарды.
Как сработал «Разумный город»: мы установили датчики, чтобы определить, где есть засор, где емкости не хватает, а где пустуют излишние мощности. То есть вместо строительства новых мощностей мы помогли максимально использовать имеющиеся, сбалансировав систему.


Такие системы хорошо было бы внедрить еще при строительстве города.
— Да, мы работаем как с городами, строящимися с нуля, так и с уже существующими. С новыми, честно говоря, гораздо интереснее. В Индии сейчас строится промышленный коридор Дели-Мумбай. Там идет планирование городов и производственных кластеров. В работе над этим проектом мы стараемся заранее планировать использование технологий так, чтобы минимизировать капитальные расходы и максимально повысить эффективность расходов всех участвующих сторон.


Насколько возможно адаптировать существующую инфраструктуру, всегда ли получается вписаться?
— «Разумный город» строится на основе существующей инфраструктуры. Мы предлагаем только программное решение и оборудование, а также услуги по их внедрению и поддержке.
Доля IT в цене «разумного» города не больше 5%
Джерри Муни убежден, что будущее городского развития — за повышением эффективности использования существующей инфраструктуры. При этом IT-решения помогут бюджетам всех уровней существенно сэкономить.


Как вы оцениваете эффективность расходов на такие программы, всегда ли город может оценить эффект?
— Мы сами занимаемся измерением возврата инвестиций. Если мы не сможем доказать заказчику, что он выиграл, нет смысла предлагать решение другому клиенту. Для каждого реализованного проекта корпорация осуществляет количественную оценку его результатов. Например, собираем статистику пробок на дорогах до и после внедрения, число преступлений на улицах и т. д. А также эффект от реализации покажет экономический анализ, в том числе по возврату инвестиций. Так, внедрение систем обработки и анализа информации от городских видеокамер позволило сократить уровень преступности в Ричмонде на 40%, а в Нью‑Йорке — на 35%. А «умная» транспортная сеть Стокгольма уменьшила количество пробок в городе на 15%.


Рынок системы «Разумных городов» специфичен и выглядит трудно измеримым. Каков его объем, по вашим оценкам?
— По оценкам IDC Government Insights, в текущем году этот объем составляет порядка $34 млрд, а к 2014 г. вырастет на 17% до $57 млрд.


Насколько Smarter Cities дорогое удовольствие для городского бюджета?
— Стоимость проектов может быть различной в зависимости от масштабов проекта и многих других факторов. Для «среднего» проекта создания системы управления транспортной инфраструктурой инвестиции можно оценить на уровне сотен миллионов долларов. При этом расходы на IТ-составляющую городских проектов, таких как программное обеспечение, серверы для вычислительного центра, составляют в общей сумме всего лишь 2-5%. Для небольших городов, в случае отсутствия собственного вычислительного центра и возможности его создать, возможна реализация проекта «Разум­ный город» на базе облачной модели.


Как скоро вернутся эти вложения?
— Мы оцениваем две вещи: возврат инвестиций и выход на окупаемость. Причем, первого можно достичь куда быстрее. Например, в городе Мемфис, штат Теннесси, у нас был проект по внедрению «разумных» систем для полиции. Показатель ROI составил сотни процентов, инвестиции вернулись за несколько месяцев. Штат Калифорния — социальные службы. И снова — ROI 600-700%, срок окупаемости — 3‑4 месяца. Тем не менее, о каждом проекте стоит говорить в отдельности.


Какие проекты уже удалось реализовать в России?
— Сейчас IBM ведет переговоры с московским правительством по поводу внедрения своих систем на общегородском уровне. В теории это должно повысить эффективность городских служб в Москве.


В какую сумму обойдется такой проект российской столице?
— Сейчас мы только представляем пилотный проект. А дальше все будет зависеть от того, насколько широко мэрия Москвы будет внедрять наше решение. Когда такие проекты реализуются, очень важно сбалансировать бюджет: что идет на строительство, а что на информационные технологии. Опыт многих проектов показывает, что если все оптимизировать, то есть чуть увеличить расходы на IТ и аналитику, то можно резко сократить общую стоимость проекта.


Проблема государственных и муниципальных бюджетов развития — коррупция. Как в рамках Smarter Cities решается эта проблема?
— В IBM есть строжайшие правила ведения бизнеса. Мы просто не имеем права играть в эту игру, рискуя увольнением. Иногда нам просто приходится отказываться от сотрудничества. Поэтому могу сказать, что в России не сталкивался с подобными случаями.


В России интересны транспорт и безопасность
Несмотря на то, что в России проекты компании находятся в стадии обсуждений и пилотных внедрений, виды у IBM большие. По словам Джерри Муни, здесь есть актуальные проблемы, о которых говорят все. Но он увидел и те сферы, которые нуждаются в развитии, но остаются пока без должного внимания.


Когда вы приходите к городским властям в том городе, где Smarter Cities претворяется в жизнь, насколько существенной коррекции подвергается существующая стратегия развития города?
— Действительно, своими технологиями мы запускаем в городах процесс долгосрочных изменений. Сама дисциплина городского планирования должна впитать еще очень многое. Но важно, чтобы технологии были просты в использовании. Чем проще технология, тем проще она распространяется. Этот как с другими областями: были банки — теперь мобильные банки. Была медицина — теперь телемедицина. Будет и городское планирование нового поколения.


Выходя на российский рынок, какие сферы вы планируете «образумить» в первую очередь?
— Для России проблемными считаются транспорт и общественная безопасность, именно эти вопросы нам предлагают здесь решить. Я удивлен, что не таким актуальным для России остается вопрос водоснабжения и управления водным хозяйством, который является критически важным во многих странах. Одно из самых актуальных направлений в других странах — телемедицина, только ее и обсуждают. А в России к ней совсем нет интереса. Видимо, Россия уже лидер в этой области?


Знакомы ли вы с российской концепцией «электронного правительства» и ее новейшей модификацией — национальной облачной IT-платформой? Может ли Smarter Cities стыковаться с подобными облачными средами, облегчающими коммуникации горожан, социальных объектов и властей?
— Да, у нас очень тесный контакт с электронным правительством. Транспорт, безопасность — это все те услуги, которые предоставляют органы власти, госуслуги. Наши решения помогают облегчить процесс предоставления госуслуг, повысить их удобство для пользователя. В России к тому же очень важно снизить дублирование усилий разных служб, чтобы меньше расходов шло на управление услугами, а больше на их непосредственную доставку.


Проблема развития российских городов — это во многом проблема бюджетных трансфертов, системы отношений с федеральным центром в целом. Можно ли сделать город «умнее» в стране, которая не хочет становиться «умнее»? Может, вам инициировать концепцию Smarter Country?
— Наши решения будут наиболее эффективны, если есть синергетика федерального центра и регионов, нужна единая программа. Основа подобной программы — конкурентоспособность города, укрепление тех направлений, на которые город делает ставку. Если город позиционируется как финансовый центр, необходимо повышение прозрачности, решение транспортных проблем, продвижение в области культуры. Выполнение этих задач — в интересах страны в целом.

 

 

Джерри Муни
Вице-президент IBM по направлению «Разум­ный город»
Входит в совет директоров организации Intelligent Transportation Society of America (ITSA)


Образование: степень MBA в Йельском университете, магистра в области бухгалтерии в Университете Джорджтауна и бакалавра философии в Колледже Маунт-Сент-Мэри.


Карьера:
До 1991 г. — руководил венчурными и биомедицинскими программами в Hewlett-Packard.
1991–1992 г. — президент EET.
1986–1992 г. — отдел слияний и поглощений компании Westinghouse Electronics.
С 2000 г. — топ-менеджер IBM в сферах: венчурный капитал, стратегия, технологии, операционная деятельность и продажи. Организовал IBM Venture Capital.