Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных рынков: как влияет кризис на отрасль, смежные рынки и локальный бизнес в
Предприятия малого и среднего бизнеса будут искать более дешевые рекламные продукты, но спрос на услуги рекламистов возрастет со стороны автодилеров и финансистов.
Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных рынков: как влияет кризис на отрасль, смежные рынки и локальный бизнес в целом. Комментарии событий, актуальные тренды, прогнозы. Потери и возможности глазами представителей бизнес-сообщества Казани.
Лариса Фомина
основатель рекламной группы «Лариса»
МИНУС
основатель рекламной группы «Лариса»
МИНУС
Снизится спрос на рекламные услуги. Реклама — это так статья расходов, которую при дефиците ликвидности компании сокращают в первую очередь. Уже сегодня многие компании сокращают или вовсе обнуляют рекламные бюджеты на следующий год. Пока рекламный рынок еще живет на деньги от годовых контактов, а в 2009‑м, по моей оценке, совокупный объем рекламного рынка Казани снизится на 30%. Совсем от рекламы отказаться рынки не смогут, но малые компании будут искать более дешевые рекламные продукты.
Невостребованными останутся креативные работы. Креативная реклама не имеет прайсовой цены, она подразумевает индивидуальный подход к заказчику. Естественно, удовольствие это не дешевое. И в условиях кризиса интерес к креативным рекламным работам падает.
На 15‑20% снизятся цены на рекламу. В условиях борьбы за платежеспособного клиента рекламные агентства и СМИ будут снижать стоимость своих услуг. Но дисконт не превысит в среднем по рынку 20% и будет краткосрочным. Уже к середине следующего года цены вернутся на нынешний уровень.
Уменьшатся доходы рекламистов. Снижение объемов рынка и стоимости услуг приведет к падению уровня доходности рекламных агентств примерно на 30%. Каждая компания будет решать эту внутреннюю проблему самостоятельно. Вероятно, будут кадровые сокращения, уменьшение заработных плат и премиальных.
ПЛЮС
Возрастет спрос на рекламу у ритейлеров и финансистов. В большей степени нынешний кризис затронул розничный и финансовый сектор. При этом наибольшие потери спроса, на мой взгляд, несут автодилеры. У них же и возникает активная потребность в рекламе своих товаров и дисконтных акций. Банкам также нужна постоянная рекламная поддержка, чтобы поддержать доверие и интерес со стороны вкладчиков.
В рекламном бизнесе останутся профессионалы. По официальным данным, в Казани сегодня работает более 300 рекламных агентств. Многие из них живут благодаря 1‑2 клиентам. Такие некрупные агентства и средства массовой информации покинут рынок, так же, как и те, кто начал свой бизнес в рекламе недавно и не успел заполучить крупные долгосрочные заказы. Заработать же по итогам следующего года смогут агентства, клиенты которых не будут испытывать проблем с ликвидностью.
Расклад по рекламным носителям не изменится — будут востребованы все привычные инструменты. По‑прежнему будут популярны аудио‑ и телеролики, баннерные растяжки, щитовая реклама и печатные СМИ.