В кризисный 2008 год местному бизнесу остро не хватало качественной и проверенной информации. Бизнесмен Рашид Галямов с группой инвесторов уловили этот тренд и создали проект «Бизнес Онлайн».
Началась эта история с того, что Рашид Галямов, ранее работавший в медиабизнесе, позвал на старте в свою команду редактора Рината Билалова, вместе они ранее вместе развивали газету «Восточный экспресс», которая была продана в 2003 году холдингу «Эфир». «Бизнес Онлайн» же ждал другой путь.
Взрывного роста не было - чтобы попасть в топы по посещаемости и цитируемости, понадобилось около двух лет. Однако теперь сайт у всех на слуху, а за публикациями следят первые лица Татарстана.
Точно в нишу
Создатели проекта уверены, что выйти на успешный уровень им помог правильный выбор ниши именно в тот период, когда в Сети еще не было подобных проектов, а спрос на них ощущался. Глядя с высоты пройденных лет, шеф-редактор называет три слагаемых успеха, помимо стратегии «голубого океана»: по крупицам собранная команда, большая самоотдача ключевых сотрудников.
«Ходят слухи, что запустить сайт нам «помогли» представители власти, но это не так, все делалось на небольшие частные деньги, - рассказывает Ринат Билалов. – Кризис пришелся нам на руку: создавая газету как СМИ влияния, мы исходили из того, что бизнес-сообществу в республике не хватало серьезного издания, позволяющего быть в курсе происходящего. Читать о бизнесе в Казани было нечего. А бизнесу нужна была и площадка для коммуникации между собой, и для рекламы. Мы к тому времени уже довольно долго занимались деловой журналистикой и обладали пониманием сути экономических процессов, доступом к информации, к ключевым персонам. Первоначальная сумма была скромной для такого проекта – около $100 тыс, которую потратили в основном на зарплаты (кстати, так происходит и по сей день – зарплаты в редакции выше, чем в среднем по рынку, люди – наш основной капитал)».
Окупились вложения года через два, когда команда вышла в 2009 году на показатели в 10 тысяч посетителей в сутки (поначалу заходили 1-2 сотни людей в день). Работать стало легче. Но привлекать рекламодателей сразу не торопились – ведь и трафик рос постепенно. Да и рекламный рынок резко обвалился через 2-3 месяца после запуска газеты, но проект это пережил.
Коллектив тоже собирали «по крупицам»: ценные кадры искали в разных редакциях. Сейчас в редакции – несколько десятков журналистов. «Костяком» же команды стали люди, которые раньше уже работали с Рашидом Галямовым и Ринатом Билаловым. БИЗНЕС Online изначально позиционировал себя как газета, а не информагентство или журнал: ставка делалась на «глубокие» материалы, а их появление в Сети, как ни парадоксально, было очень оперативным. Тогда же был создан и логотип, который претерпел незначительные изменения – название газеты с циферблатом в оранжевом цвете.
«Галстучная» аудитория
К слову, аудитория сайта и сейчас весьма консервативна, поэтому дизайн сайта тоже стараются не менять кардинально. Консервативность в первое время мешала продвижению продукта: в те годы успешные бизнесмены и политики не читали новости в Интернете, некоторые не работали за компьютерами принципиально, но постепенно пришла мода на планшеты и смартфоны. Ринат Билалов в шутку замечает, что некоторые читатели покупали гаджеты ради того, чтобы читать их газету.
«Вообще, тогда аудитория не была готова к восприятию Интернет-СМИ как полноценных изданий, зато в других городах-миллионниках уже успешно развивались различные сайты, и мы поняли: пора, - вспоминает шеф-редактор. – Мы сразу решили, что не будем использовать различные технологии по , например, seo-продвижение: да, они дают скачок трафика, но потом волна утихает. Соцсети тоже не являются средством для существенного прироста нашей аудитории. У нас четкая позиция: если предлагаем резонансные темы, люди придут, будут делиться ссылками – получается такое «галстучное радио».
Увеличение трафика – не самоцель, отмечает г-н Билалов. Это при том, что портал входит в число лидеров по посещаемости в республике – сейчас ежедневно на сайт заходят 50-80 тысяч человек.
«Есть ядро сайта – люди, которые читают нас постоянно. Это средний класс, это люди, принимающие решения, чиновники, топ-менеджмент. И они для нас – самая большая ценность, – говорит шеф-редактор. – Рекламодателя не обманешь цифрами трафика. А нам не хочется размывать аудиторию, наращивая посещаемость только ради цифр. Образно говоря, можно открыть большой гипермаркет, а можно - бутик для вашей аудитории, и при этом вы будете понимать, с кем дело имеете и какие у них запросы».
Эксклюзивные материалы – ценность любой редакции. В «Бизнес Онлайн» к журналистам предъявляют особые требования:
«У нас есть анонимные источники в ведомствах, в крупных компаниях. И мы пишем первыми о многом – например, про ситуацию в «ВАМИНе» рассказывали задолго до того, как она стала очевидной. Кроме того, у нас сильная экспертная база. На интернет-конференции к нам приходили и Минтимер Шаймиев, и Ильсур Метшин, и Рифкат Минниханов, первые лица ключевых компаний. В разгар кризиса работал наш Антикризисный клуб, в котором казанские предприниматели могли встретиться с экспертами федерального уровня».
Мобильность ради роста
Основной способ монетизации проекта – продажа баннеров, а также текстовой рекламы. Особо выгодные места на сайте проданы на несколько месяцев вперед. При этом прибыль, по словам шеф-редактора, сравнительно небольшая – она инвестируется в кадры и в текущие расходы, а также в развитие новых направлений.
«У нас есть амбиции, но пока мы не боремся за федерального читателя, он и так к нам заходит, мы работаем плотно по республике – в частности, целый отдел пишет про бизнес Закамья. Сейчас развиваем видео-контент, так как видим интерес нашей аудитории к этому продукту, работает целый отдел, мы активно размещаем видео в статьях, - делится Ринат Билалов. – Создали вкладку «Спорт». Работаем и над технической составляющей: у нас полностью под нас написанный движок, мы видим, кто в системе сдал статью и когда ее редактировал».
Что касается дизайна, то сейчас в тренде простота, убираем визуальную перегруженность. Существует и мобильная платформа – ведь аудитория все чаще выходит в Сеть с гаджетов. Это не единственный тренд в Сети. Как грибы после дождя, растет число сайтов, в том числе СМИ.
«Конкуренция придает сил, некоторые пытаются нас копировать, вместо того, чтобы искать свое лицо, - замечает г-н Билалов. – Но… мало свежих мыслей. Порог вхождения вырос за последние годы, им надо бы искать новые ниши, как в свое время сделали мы. Революционное время мы застали – идет смена приоритетов, всю информацию люди теперь ищут в Сети».
Жизнь в дедлайне
Печатные издания охотно «перетекают» в Интернет, а вот обратной тенденции не наблюдается, хотя некоторые читатели ждут этого.
«Как ни странно, нас иногда спрашивают, намерены ли мы выпускать версию «в бумаге». А зачем? Мы не несем расходов на печать, мы оперативны, - рассуждает Ринат Билалов. – Сейчас многие «печатники» пробуют силы в Интернете, но воспринимают свой сайт как вторичный продукт, в этом их ошибка. Каких еще ошибок не прощает Интернет? Лень мешает успеху.
Я много лет работал в печатных СМИ и знаю, что там перед сдачей номера все усиленно работают, а потом можно выдохнуть. Так вот, у нас не «выдохнешь». Мы живем в режиме постоянного дедлайна, очень немногие журналисты выдерживают такие нагрузки».
Ринат Билалов замечает, что благодаря такому подходу им удалось создать успешный проект, который не зависит от каких-либо вливаний и способен «прокормить» сам себя. Это дело жизни – серьезная журналистика – которое переросло в бизнес.