Депутаты Госдумы предлагают ввести наказание для торговых сетей, которые создают неравные условия для производителей или взимают с них плату за попадание на полки магазинов.
Наказывать ритейлеров будут штрафами и приостановлением деятельности. Таким образом чиновники хотят поддержать отечественных производителей.
В Госдуму внесен законопроект, который призван сделать более прозрачными отношения между торговыми сетями и производителями. Авторы документа, депутаты Госдумы, предлагают наложить запрет на взимание платы с производителей за поставку продовольствия в магазины.
Об этом сообщила глава комитета нижней палаты по безопасности и противодействию коррупции, один из авторов документа Ирина Яровая на заседании патриотической платформы «Единой России».
Согласно законопроекту, торговым сетям и поставщикам запретят взимать плату с производителей за право поставок продуктов и изменение ассортимента. Также им будет запрещено создавать дискриминационные условия и препятствия для доступа на полки магазинов или уход с них. Ритейлеры не смогут безнаказанно нарушать порядок ценообразования, им запрещается навязывать контрагентам свои условия заключения договоров, диктовать кому-либо из партнеров менее выгодные условия, чем другим. Отметим, что ранее подобные отношения не регулировались на законодательном уровне.
Законопроект подразумевает внесение поправок в КоАП. За дискриминацию производителей, создание препятствий для них или нарушение порядка ценообразования должностные лица будут караться штрафом от 20 до 40 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок до трех лет, а юридические лица заплатят от 2 до 5 млн руб. или приостановят свою деятельность на срок до тридцати суток. Если же торговые сети будут устанавливать невыгодные условия для контрагентов, то для них предусмотрены следующие штрафы: для должностных лиц – в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на три-пять лет, а для юрлиц — штраф размером от 2,5 до 5 млн руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.
Г-жа Яровая пояснила, что законопроект направлен на укрепление основ национальной продовольственной безопасности и оказание дополнительных мер поддержки отечественных производителей.
«Войти сегодня в любую сеть, особенно федеральную, без каких-либо оплат невозможно, так как ассортиментные и ценовые позиции фактически узурпированы крупным ритейлом, который и диктует правила и какой товар может быть на полке», - заметил на заседании один из авторов проекта, депутат Госдумы Виктор Звагельский.
Ритейлеры считают, что в данных мерах нет необходимости.
«Это излишнее регулирование. Оно совершенно не нужно. Это предлагают люди, которые никогда торговлей не занимались. Единственное, мне известно, что, да, крупные ритейлеры месяцами разговаривают с поставщиками, ищут взаимовыгодные условия. Для небольших магазинов — как наши — это не актуально. Мы пробуем работать со многими производителями, но, конечно, выбираем ходовые позиции, никого не ущемляем, никаких невыполнимых условий не ставим», - сказал «ДК» генеральный директор казанской сети магазинов «Августина» Олег Прохоренко.
Руководитель по внешним коммуникациям «АШАН» Мария Курносова так же заметила, что не знает таких случаев, чтобы ритейлер взимал плату с производителей за попадание на его полки.
«Любой производитель может попасть в «АШАН». Единственное ограничение — полочное пространство, и тут главное — желание клиента. Если нам производитель предлагает какой-то товар, который не интересует клиента, либо по цене, которую клиент заплатить не сможет, мы отказываемся от этого товара. Поэтому, если производитель будет на нас в этом случае жаловаться, что мы с ним не заключаем договор, то у нас есть основания», - пояснила «ДК» г-жа Курносова.
Производители считают, что штрафы лишь отчасти решат проблемы их взаимоотношений с торговыми сетями.
«Вопрос этот надо решать поумнее», - сказал «ДК» председатель правления фермеров Тукаевского района РТ, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Минталип Минеханов.
По его словам, первое, что нужно сделать – обязать ритейлеров принимать любые объемы продукции на реализацию.
«Крупные торговые сети требуют большие объемы продукции. Но малые предприятия, фермеры не могут сразу дать большой объем, только постепенно. Допустим, личное подсобное хозяйство может дать в неделю две тушки, покрупнее — пять тушек. Сегодня — 50 кг. рыбы, послезавтра — 100 кг., а потом — вообще 20 кг. А торговые сети просят сразу тонну, – пояснил г-н Минеханов. – Второе — необходима фиксированная наценка, не больше 25%. Сейчас торговые сети наценивают, сколько хотят. Даже двойную наценку делают. Особенно на картошку, морковь. Ты сдаешь им по 6 руб. за кг., а они ставят 15 руб.»
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что формально подобные инициативы депутатов ориентированы на расширение для местных производителей возможностей сбыта продукции. И это, безусловно, является актуальной задачей, особенно, с учетом текущей сложной конъюнктуры и внешних угроз.
«Вместе с тем, предлагаемое регулирование скорее не устраняет фундаментальные противоречия, характерные для этого сектора экономики», - сказал «ДК» аналитик.
По его оценкам, основная проблема, порождающая дисбаланс в отношениях поставщиков и сетей, заключается в по-прежнему недостаточном развитии ритейла в стране. Это дает отдельным игрокам возможность использовать лидирующее положение на рынке и диктовать свои условия. С другой стороны, причина также в относительно слабом внутреннем производстве: все еще мало крупных игроков, которые реально отвечают требованиям технологичных розничных сетей.