Госуслугами в электронном виде сейчас пользуются более 184 тыс. татарстанцев. Существенные препятствия развитию электронного гособслуживания кроются в правовом поле, рассказал «ДК» Роман Шайхутдинов
Власти создают единое электронное информпространство уже несколько лет. Первые нововведения касались в основном работы самих чиновников, перешедших на электронный документооборот. Татарстанцы почувствовали дух глобальной электронизации в госструктурах с 1 июля 2011 г., когда госорганам запретили запрашивать данные у граждан, если есть возможность получить их в другом ведомстве в электронном виде.
Позже власти ввели понятие «цифрового неравенства», когда стали обсуждать отсутствие Интернета в глубинке как государственную проблему.
А в июне 2012 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил программу «Информационное общество», по которой порядка 7 млрд руб. призваны помочь регионам реализовать необходимые IТ-проекты до 2020 г.
Татарстан стал одним из тех регионов, где работа на поприще IТ-проектов и госуслуг уже давно отлажена.
«Узкое» место — правовое поле
Официальное внедрение сервисов электронных госуслуг в республике началось в январе 2011 года. Однако представители власти ведут отсчет с гораздо более ранних этапов.
Как вы оцениваете результат более чем полуторагодовой работы?
— Работа по созданию электронных сервисов началась в Татарстане гораздо раньше. Электронные услуги — это результат большой работы по созданию единой IT-инфраструктуры, объединившей разрозненные ведомственные системы, которая началась еще в 2005 году.
На сегодняшний день в электронный вид переведены 132 услуги. Их можно получить, во-первых, через сеть инфоматов — их сейчас 145 и еще 137 нового поколения устанавливаются. Во-вторых, через портал uslugi.tatarstan.ru и, наконец, с мобильного телефона.
Все эти услуги стали востребованы?
— Да. По нашей статистике, ежемесячно граждане пользуются электронными госуслугами свыше 1,3 млн раз. За 8 месяцев 2012 г. они оплатили штрафы, пошлины и налоги на общую сумму 500 млн руб., было подано 5 млн запросов и 115 тыс. заявлений. Это говорит о том, что люди не ходят по инстанциям, чтобы подать заявления, платят налоги, штрафы или квартплату, минуя очереди, то есть существенно экономят свое время. Только за первый квартал 2012 года экономический эффект от использования татарстанцами услуг в электронном виде составил 3,1 млн человеко-часов.
В каких вопросах еще остались «узкие» места?
— Самое существенное препятствие в разработке по-настоящему удобной электронной услуги кроется, прежде всего, в правовом поле.
Как снимаются эти преграды?
— Для снятия правовых ограничений сегодня уже во многие нормативно-правовые акты внесены изменения. Из последних новаций отмечу долгожданный законопроект «Об установлении правового режима электронного документа и обеспечения его юридической значимости в деятельности органов судебной власти, прокуратуры и нотариата». С его введением появятся электронные процессуальные документы, возможность электронного нотариального удостоверения — то есть и в этой сфере электронный документ постепенно будет заменять бумажный носитель.
Можете ли выделить, какие из действующих услуг федеральные, какие исключительно татарстанские?
— При разработке электронных госуслуг мы не делили их на федеральные и региональные. Все просто: если услуга востребована, она переводится в электронный вид. Есть много услуг, реализованных совместно с территориальными структурами федеральных органов власти. Например, с ГИБДД МВД по РТ (штрафы) или с Управлением федеральной миграционной службы (подача заявления на российский и заграничный паспорт). Более того, мы реализуем услуги вне зависимости от того, оказываются они государством или иной организацией, если это социально значимые услуги. Например, коммунальные услуги, платежи за соципотеку.
Электронные госуслуги уже предоставляют в разных регионах страны. Но почему-то в разных регионах даже федеральные сервисы работают по-разному. С чем это связано, и какие именно отличия возникают?
— Есть такая особенность, что государственные и муниципальные услуги в субъектах в рамках законодательства могут различаться с учетом специфики каждого региона, что оправдано. Нет четкого общего регламента для каждой услуги. Более того, различия могут встречаться даже в двух услугах, оказываемых соседними сельскими поселениями. Так, при организации межведомственного взаимодействия мы столкнулись с тем, что в муниципальных районах одни и те же услуги называются по-разному, отличается и регламент их оказания.
На информатизацию РТ ушло 580 млн руб. за год
В какую сумму выливается электронизация госуслуг в России видно из отчетов властей — это миллиарды. По оценкам экспертов, в среднем внедрение одной электронной услуги в регионах обходится в сумму от 1 до 5 млн руб. Роман Шайхутдинов предлагает смотреть на эти инвестиции комплексно.
Каков был объем финансирования запуска электронных госуслуг, и из каких источников? Во сколько республике обходится запуск каждого нового сервиса, если можно выделить эту сумму?
— Цифры я не назову, потому что достаточно сложно выделить из общей суммы объем финансирования именно «электронных услуг». Электронные услуги — это только часть системной работы по информатизации деятельности органов власти, которая финансируется за счет долгосрочной целевой программы «Электронный Татарстан». Например, на информатизацию Татарстана в 2012 г. было выделено около 580 млн руб.
Приведу еще один пример: в 2011 году 19200 пар (78% от всех молодоженов) подали электронные заявления на регистрацию брака. Самый популярный из девяти электронных сервисов Управления ЗАГС — лишь видимая гражданам часть обширной информационно-аналитической системы. Система функционирует с 2007 года, когда на ее создание было затрачено 5 млн руб. Сегодня она объединяет более 1200 автоматизированных рабочих мест, содержит свыше 9 млн записей актов гражданского состояния, информация о которых в автоматическом режиме предоставляется многим ведомствам. Например, Пенсионному фонду — для выдачи СНИЛС, районным отделам образования — для подтверждения данных свидетельства о рождении. Кстати, последняя возможность позволила в том же 2011 г. 3016 родителям подать заявление на зачисление ребенка в детский сад без посещения РОО.
Запуская электронные услуги, Минсвязи Татарстана, по сути, организует работу других ведомств. Насколько легко это удается? Как вы действуете, если на одно из министерств идут жалобы от пользователей, например, на неработающую электронную очередь?
— Перевод услуги в электронный вид, как правило, способствует реинжинирингу всего бизнесс-процесса ее оказания. Менять сложившуюся годами практику иногда бывает непросто. Но сегодня уже никто не ставит под сомнение необходимость перевода госуслуг в электронный вид, и как правило, ведомства сейчас сами выходят на нас с инициативой. Что касается нашей роли в этом процессе, то Минсвязи отвечает за техническую сторону процесса, за единство применяемых технологий и соблюдение единой архитектуры. Жалобы тоже решаются нами совместно с ведомствами, оказывающими услуги.
Нужно учитывать, что электронные услуги — это только инструмент, позволяющий структурировать запись. Если в ведомстве не хватает специалистов для обслуживания всех желающих, удобство записи на прием не решит проблему очередности. Мы стараемся совместно с ведомством перераспределить потоки, например, предложить записаться в менее загруженное подразделение.
Не секрет, что жалобы бывают связаны и с недобросовестной работой специалистов, оказывающих услуги, и для выявления таких фактов, думаю, нужно использовать инструменты открытого правительства — например, нашу систему «Народный контроль».
Сколько электронных услуг в Татарстане еще предстоит запустить?
— Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №21 от 19.01.2011 принят перечень государственных и социально значимых услуг, которые должны быть реализованы в первую очередь. В 2012‑2013 гг. возможность записаться на прием к врачу станет доступна на территории всей республики, можно будет электронно оплачивать штрафы за административные нарушения, накладываемые МВД РФ по РТ, заработает автоматическое информирование родителей о статусе и номере очереди в детсад. Также будет разработан комплекс услуг по подаче заявлений на предоставление лицензии на медицинскую деятельность и фармацевтическую деятельность Министерства здравоохранения РТ.
Бизнес обслужат по-новому
Доля услуг для бизнеса в общем объеме госуслуг пока очень мала. Но именно бизнес-направление будет развиваться в ближайшее время наиболее активно.
Бизнесмены обычно первыми подхватывают и несут в общество все технологические новинки. Какие госуслуги в Татарстане действуют для бизнеса и насколько бизнес благодарно воспринимает эти новые возможности?
— Хорошо воспринимает. На портале услуг сегодня можно подать документы на лицензирование, получение разрешений, например на перевозку пассажиров легковым такси, лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов, лицензирование и аккредитацию образовательной деятельности. Предприниматели могут также воспользоваться налоговым калькулятором, оплатить страховые взносы.
Благодаря поддержке федерального бюджета у нас есть возможность предоставлять предпринимателям стартовый капитал на начало своего дела. Для прозрачности и удобства участия в конкурсах на поддержку малого бизнеса процедуру подачи и рассмотрения заявки в Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан перевели в электронный вид. Это программа «Лизинг-грант», финансирование социальных и инновационных проектов.
Еще одно немаловажное направление — онлайн-помощь по сложным правовым ситуациям, касающимся предпринимательской деятельности. Если нужно своевременно устранить возникшие административные барьеры, выявить и устранить коррупциогенный фактор, предприниматель может воспользоваться специальной услугой Агентства инвестиционного развития РТ на портале государственных услуг «Помощь предпринимателю».
Планируется ли создание новых электронных услуг для бизнеса?
— Конечно. Самые востребованные сервисы — электронная регистрация юридических лиц, электронный нотариат — регулируются федеральным законодательством. Например, введение электронного нотариата позволит хранить копии учредительных и правоустанавливающих документов в «личном кабинете» предпринимателя и при необходимости предоставлять в государственные органы для лицензирования или в банк для получения кредита. Поэтому мы очень ждем изменения законодательства.
Еще одно перспективное направление развития услуг для бизнеса — это мобильные приложения, основанные на открытых данных государственных информационных ресурсов. Например, в ближайшее время мы планируем запустить мобильное приложение по проверке наличия лицензии на перевозку пассажиров у такси.
Какими электронными услугами вы лично пользуетесь?
— В этом году дочь поставил в очередь в детский сад через портал госуслуг. Ежемесячно плачу квартплату и, если бывают штрафы, оплачиваю электронно, проверяю налоговую задолженность. Это действительно очень экономит время, рекомендую всем.
Анна Саушина