Меню

Рвутся к соседям, но любят родину - как казанские компании идут на экспансию в обзоре ДК

Рано или поздно любая устойчиво развивающаяся компания вырастает из границ родного региона. Как показывает практика, татарстанские компании за пределами республики чувствуют себя неплохо.

Зато пришлые часто испытывают давление местного патриотизма. В  рамках проекта «Города-миллионники: где вести бизнес» «ДК» опросил представителей крупных компаний, какими критериями они руководствуются, развивая свой бизнес за пределами родного региона. А также составил топ лучших городов для ведения бизнеса.

Рейтингам не верят

Величина валового регионального продукта, количество крупных промышленных предприятий, офисных центров, инвестиционная привлекательность региона, а также его отраслевая специализация — все это рассматривают компании, которые намерены завоевать рынок за пределами Татарстана. К рейтингам регионов часто отношение скептическое.

«К рейтингам регионов лично я отношусь скептически и не рассматриваю их как практическое руководство для работы. На этот счет у нас есть несколько хороших кейсов, когда компания предлагала свои облачные решения субъектам РФ, занимавшим далеко не первые места по развитию IT. Там все было плохо и с распространением Интернета, и с инфраструктурой. Но мы пошли этим регионам навстречу, адаптировали свое программное обеспечение к их возможностям. А через несколько лет, когда ситуация изменилась в лучшую сторону, наши проекты там заработали на полную мощность. Мы действовали на опережение и добились успеха. А если бы мы верили всем рейтингам — никакого успеха бы не было», — рассказала Галина АХМЕРОВА, коммерческий директор компании «БАРС Груп».

Есть специфичные критерии, влияющие на выбор региона для ведения бизнеса.

«Мы обращали внимание на наличие в регионах предприятий с иностранным капиталом: в этом случае прозрачнее принимаются решения, и больше выделяется средств на энергоэффективные технологии. Есть также некая отраслевая специализация, и ее надо учитывать. Например: в Ленинградской области большой автомобильный кластер, в Кузбассе угольная промышленность, а в Московской области много логистических центров», — рассказал Евгений КОЛОБОВ, директор по маркетингу компании по производству светодиодных светильников LEDEL.

Рвутся в столицу

Интересную тенденцию заметил заместитель председателя правления ТПП РТ Артур НИКОЛАЕВ. По его словам, некоторые татарстанские предприятия удачнее продают свою продукцию за пределами Татарстана, чем в самой республике, — в той же Башкирии, Самарской области, Удмуртии.

«Может быть, мешают какие‑то местные стереотипы. Например, австрийская компания Wienerberger, которая построила в Татарстане завод по производству керамических блоков, хорошо реализуют свою продукцию вплоть до Омска, до Сибири. Компания «Бетар» (Чистополь) очень хорошо продает различные электрические, водные счетчики. И наверное, даже успешнее за пределами Татарстана», — рассказал г‑н Николаев.

По его наблюдениям, чаще всего предприниматели пробуют идти в столицы — Москву и Петербург.

«Рвутся в столицу. Есть стереотип, что в Москве можно продать все. Но Москва уже перенасыщена по реализации, продвижению. И если иностранцы и наши компании, которые сразу идут в Москву, ничего не добиваются там, то перепрыгивают в Петербург (вторая популярная точка). Третья точка для многих — Татарстан. К нам как раз приезжают после. А дальше — Самара, Тюмень, Нижний Новгород.

Но все зависит от продукции. Есть специфический, сезонный товар. Что‑то по логистике нельзя вывозить далеко. Интересны и для местных производителей, и для иностранцев, которые у нас открыли заводы, — Тюмень, Салехард, Ханты-Мансийск. Они считаются богатыми регионами. Та же самая Самара, Нижний Новгород, Башкирия тоже считаются хорошими регионами для реализации продукции», — рассказал г‑н Николаев.

Он привел в пример одни из самых ярких компаний Татарстана, которые завоевали прочное место во многих регионах России — «Камаз», супермаркеты домашней еды «Бахетле», «Агава».

Однако при выходе в другие регионы у предпринимателей существуют не только экономические риски — следует также остерегаться мошенников.

«Хорошее предприятие, которое и сейчас производит в Татарстане, завязало с реализацией в Омске. А те, кто там реализовывали товар, поняли, что товар хороший, хорошо продается, и начали под этой же маркой выпускать продукцию этого же предприятия — но уже контрафактно. И даже создали дилерскую сеть и стали под тем же лейблом продавать контрафакт. Такие риски у предприятий тоже есть, когда они выходят в соседние регионы», — говорят в ТПП РТ.

Административный ресурс полезен не всем

Наличие поддержки властей в регионе, говорят предприниматели, не сильно влияет на развитие бизнеса.

«Мы не видим прямой связи. Важнее, на наш взгляд, правильно выстроить систему продаж. Иногда видимость административного ресурса даже отвлекает от реальной работы: на выстраивание отношений с властью тратится слишком много времени без реальной отдачи», — говорит Владислав ЛАПИН, генеральный директор RG Group.

Однако если компания работает с госсектором, то для нее административный ресурс совершенно необходим.

«Чтобы построить хорошо работающую систему в здравоохранении, ЖХК, образовании и в других отраслях, необходимо принимать сопутствующие нормативно-правовые акты, координировать взаимодействие разных ведомств. Потому что мало установить программное обеспечение и дать доступ к системе, требуется большая организационная работа. Но чтобы административный ресурс работал, нужна политическая воля со стороны первых должностных лиц. Проекты лучше идут в тех регионах, где информационными технологиями интересуются главы администраций и ведомств, или там, где есть активный и влиятельный IT-директор», — рассказала г‑жа Ахмерова.

«На меня административный ресурс никак не влияет. Может быть, потому что я вице-президент «Опоры России» и часто встречаюсь с главами регионов. Хотя к бизнесу эта деятельность не имеет никакого отношения, препятствий я не встречаю. Думаю, влияет авторитет компании, ее величина. Тут удачное стечение обстоятельств. Изначально бизнес наш был настолько новый, что никто на него не обращал внимания. А когда обратили, то мы уже стали мощные», — говорит о «Центре микрофинансирования» Павел Сигал.

Для предпринимателей очевидна общая для всех регионов России проблема активной поддержки иностранных инвесторов и «незамечания» своих инновационных компаний, вкладывающих деньги в производство и создающих рабочие места.

«У нас законы строже к производителям собственной продукции, чем к импорту. Купить на Западе какой‑то товар и привезти его в Россию проще, чем произвести его на своей территории», — сказал директор по продажам ОАО «Нэфис Косметикс» Рустем Хисамов. «Может, это вопрос имиджа для местных администраций? Бренды мировых компаний на слуху, и они притягивают других, а местные компании никто не знает. С другой стороны, когда-нибудь и местная компания может стать федеральной или даже мировой. У нас, например, тоже есть планы выхода на мировой рынок. И кто знает…», — говорит Колобов.

При этом, по его словам, в Татарстане с этим не так уж плохо.

«Перспективная производственная компания, если будет активно себя вести, может и получить финансирование, и обратить на себя внимание. Ждать, что тебя заметят инвесторы, ничего для этого не делая, глупо», — считает он.

Партнеры на вырост

Общая схема работы с дилерами, партнерами и даже собственными филиалами одинакова везде. На нее наслаивается местная специфика продвижения продукта.

Зачастую, чтобы мотивировать дилеров, то есть юридически независимые компании, продвигать продукт, компании работают с ними, как с филиалами, — полностью выстраивают рекламную и маркетинговую политику, оплачивают расходы на рекламу, выставки и другие мероприятия. Вплоть до помощи в подборе менеджеров в дилерские отделы продаж и их обучения не только продукции, но и продажам.

«Также, давая дилерам инструменты для работы, ставим и планы по продажам, как в филиале. Мотивируем дилеров разнообразно: от ретробонусов до поездок на дилерскую конференцию за границей. Организация же представительств в других странах (даже ближних) связана с трудностью понимания местного менталитета. И если с Белоруссией, Украиной и даже Сербией было просто, то в Западной Европе или на Ближнем Востоке свой менталитет ведения бизнеса. Например, недавно мы открыли представительство в Арабских Эмиратах, где без помощи представителей местной элиты получить какой‑либо крупный контракт в принципе невозможно», — поделился опытом компании LEDEL г‑н Колобов.

«Некоторые компании идут по такому пути, когда бывшие партнеры становятся настоящими филилами и трансформируются в центры разработки программного обеспечения», — говорит Галина Ахмерова.

Думали — Казань, Универсиада...

Помимо покупательских способностей местных жителей, предприниматели оценивают наличие государственных программ в регионах, а также политический ландшафт.

«В Татарстане бизнес делать можно: в отличие от многих регионов России здесь не часто происходит смена власти. И связанные с этим перестановки в администрациях и крупном подконтрольном бизнесе. А стабильность в политике — залог стабильности в бизнесе. Также заметил, что чем слабее регион экономически или политически, тем больше в нем проникновение московских или федеральных компаний. А это затрудняет жизнь местным производителям. У нас в республике местных поддерживают , и мне приятно покупать в магазине зеленодольское молоко, казанское масло и ботинки «Спартак», — говорит г‑н Колобов.

То, что в Татарстане поддерживают местный бизнес, замечают и пришлые компании. Так, гендиректор челябинского «Пеплоса» Владимир Чураков отмечает, что,  несмотря на десять лет присутствия в Казани, продажи здесь идут плохо.

«Мы там и исследования заказывали, пытались понять, почему так происходит. Выяснилось, что и цена адекватная, и качество не хуже, чем у местных производителей. Но, думаю, что у жителей республики особое чувство патриотизма. Они предпочитают поддержать местного производителя и покупают его продукцию. С таким мы столкнулись исключительно в Казани. В том же Новосибирске, где также есть местный производитель деловых костюмов (компания «Синар»), нашу продукцию покупают, и рентабельность там неплохая».

Он говорит, что в Казани рентабельность очень низкая. «Она в 2-3 раза ниже, чем, к примеру, в Екатеринбурге. Если же говорить о других показателях, то среднемесячная реализация в столице Татарстана в пять раз меньше, чем в Екатеринбурге, Челябинске или Новосибирске. Хотя города сопоставимые по населению». 

«Считаем, что Татарстан самый инвестиционно привлекательный регион в России, и очень рады, что наша компания расположена именно здесь. Сейчас мы построили четвертый завод в республике. Здесь нас все устраивает, и мы не планируем, с точки зрения размещения производства, уходить в другие регионы», — сказал г-н Хисамов.

Для IТ-бизнеса, говорят в компании «БАРС Груп», по сравнению со многими регионами в Татарстане очень комфортные условия.

«Причина этому — интерес к инновациям, который проявляет руководство республики. Также в Татарстане проще осуществлять проекты по информатизации госсектора, чему способствуют хорошо отлаженный административный аппарат и сложившаяся в регионе политическая культура. Из ближайших к нам регионов открыты для новых технологий Самарская область и Пермский край», — говорит г‑жа Ахмерова.

Соседние республики (Марий-Эл, Удмуртия, Башкортостан, Чувашия), по мнению бизнеса, проигрывают Татарстану. Однако есть регионы и с лучшим бизнес-климатом.

«Недавно вернулся из Екатеринбурга, был очень впечатлен. Я видел, что в городе малый и средний бизнес процветает, много экзотических предложений услуг, мировые бренды, которых в Казани нет. Там количество кафе несоизмеримо с Казанью. Наличие деловых центров, развитая деловая инфраструктура — раза в три больше, чем у нас. Мы думаем — Казань, Универсиада... А на самом деле, нам далеко до многих городов. Если бы Универсиада в Екатеринбурге проходила, я представляю, что бы там было, если там уже сейчас неплохо без федеральных финансовых вливаний», — говорит Максим СПЕРАНСКИЙ, совладелец нижнекамской мебельной компании «Синтекс-2», крупнейший игрок В2В в своей отрасли в РТ.

Кроме того, говорят предприниматели, Татарстан проигрывает ряду регионов, например, по стоимости техприсоединения, стоимости электроэнергии и некоторым другим параметрам.

«Мы с ТПП РТ сравнивали отчеты. Во многих регионах условия лучше», — говорит г‑н Сигал.

Несмотря на все «но», психологически вести бизнес проще в Татарстане.

«Одно время меня приглашали в Москву на работу, но я сказал, что мне там делать нечего, у себя в республике я дома», — говорит Мунир ГАФИЯТУЛЛИН, генеральный директор сети магазинов «Спорткультавтотовары» (СКАТ).

Комфортнее в Казани и г‑ну Лапину:

«Работается нам удобнее, понятнее и психологически, и с точки зрения управления — это уже не удаленное управление, а управление на местах. И все особенности в Татарстане уже изучены — в других регионах бывают иногда подводные камни, которые не ожидал встретить».