2013 г. для промышленников кризисный. Наши номинанты – это компании, которые несмотря на тревогу аналитиков сделали большие инвестиции в развитие своих производств, что делает их лидерами.
Номинация Промышленник года - одна из самых сложных для редакции и экспертов номинаций. Во-первых, из-за массовости претендентов: промышленность - это главный столп экономики Татарстана. Во-вторых часто руководители промышленных предприятий - немедийные герои и журналистам трудно оценить настоящие успехи. В этом году благодаря экспертам список номинантов состоит из четырех человек.
Рев Мустафин, генеральный директор группы компаний «Эгида+»
Основная деятельность ГК «Эгида», работающей на российском рынке еще с 1992 г., является реализация сырья и материалов для производителей мягкой мебели, матрасов, кожгалантерейной продукции, а также для автомобильной и авиационной промышленности. В торговую сеть группы компаний «Эгида» входит 43 представительства по России и завод в Караганде. В 2013 г. компания запустила новое производство пенополиуретана. Это крупнейший в России завод с самым современным оборудованием в стране. Его мощность составляет 16 тыс. т продукции в год с возможностью увеличить показатель — через пять лет компания планирует выйти на 24 тыс. т в год. Увеличение мощностей и открытие абсолютно современной линии стоило компании 1,15 млрд руб. Целесообразность этих инвестиций объясняется конъюнктурой рынка: компания улучшает качество продукции и сможет уже к 2015 г. увеличить продажи поролона по всей группе до 26 тыс. тонн.
Дмитрий Хайбуллин, генеральный директор ОАО «Нэфис Косметикс»
«Мы работаем на очень конкурентных рынках, где, чтобы быть успешным, надо постоянно развиваться, расширять и модернизировать производство. В 2011 г. мы приняли инвестиционную программу на сумму 22,8 млрд руб. В нее входит строительство еще одного маслоэкстракционного завода, двукратный рост мощностей по выпуску стиральных порошков, абсолютно новый цех по выпуску туалетного мыла и ряд других проектов. Две трети программы уже реализовано. В результате к 2017 г. мы можем выйти на оборот 62 млрд руб., а это совершенно другой масштаб бизнеса».
Дмитрий Хайбуллин — бизнесмен со стажем. В одном из интервью он признался, что первый опыт коммерсанта он получил еще в студенческие годы — купил и продал грузовик арбузов вместе с друзьями. Некоторое время г‑н Хайбуллин еще занимался торговлей, но недолго. «Проблема нашего поколения, однако, в том, что многие на этом этапе так и застряли. До сих пор ищут какие‑то схемы, чтобы все иметь, ничего не создавая», — рассуждал в одном из интервью Дмитрий Хайбуллин. Уже с 1998 г. г‑н Хайбуллин известен в республике как промышленник: сначала он занимал в «Нэфисе» должность заместителя, а спустя пять лет — генерального директора предприятия. Как промышленник года, Дмитрий Хайбуллин номинирован на премию «Человек года» — деловой сезон 2012-2013 гг. стал для «Нэфис Косметикс» очень насыщенным. В прошлом году компания отладила работу нового комбината по производству соусов в пластиковой таре — «Нэфис-Биопродукт». А в 2013 г. громко прошла новость о том, что компания отказалась от «пахучего» производства хозяйственного мыла и олеиновой кислоты марки «Б», что стоило компании 1,2 млрд руб. годовой выручки (для сравнения выручка головной компании холдинга «Нэфис Групп» в 2012 г. составляла 12,36 млрд руб.). Такие потери были необходимы для сохранения остального производства компании в центре города. Мэр Казани назвал закрытие производства в центре города «историческим событием».
Алексей Осипов, генеральный директор ООО «Асколит»
«Самым важным достижением для нас в этом году стал запуск производственного комплекса «Аксолит» по глубинной переработке гипса. Также мы создали дистрибьюторскую сеть и систему взаимовыгодных отношений с нашими партнерами для достижения намеченных бизнес-целей».
Летом 2013 г. в Камско-Устьинском районе был запущен крупнейший комплекс по добыче, переработке гипса и производству гипсовых материалов «Фоника Гипс» (торговая марка «Аксолит»). В компании планируют, что объем выпуска продукции составит более 2,2 млрд руб. в год и обеспечит до 50 млн руб. поступлений в бюджет Камско-Устьинского района. Уже в 2015 г. «Асколит» планирует наращивать производственные мощности, в ближайшие два‑три года увеличить их в два раза и войти в тройку лидеров российского рынка.
Леонид Барышев, генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ»
«Один из личных критериев, по которому я когда‑то определил свою успешность, — это оборот в $1 млрд по розничному направлению и по полмиллиарда по производственным активам. Эту цифру мы достигнем к моим 42 годам».
Направление «Эссена», за которое отвечает Леонид Барышев, до этого года представляло собой производство майонеза, соусов и джемов под брендом «Махеев». На долю компании приходится 17% рынка соусов в России. В этом году производство пополнилось кондитерскими линиями, на которых выпускаются шоколадные конфеты. Сегодня в них вложено 1,15 млрд руб., 35% из которых компания потратила из собственных средств. С новым производством Леонид Барышев планирует войти в тройку лидеров по производству вафельных конфет в России. Еще одним заметным событием стало подписание договора франшизы, в рамках которого компания имеет эксклюзивное право на использование образов Disney на упаковках пищевой продукции. По признанию представителей компании, это довольно рискованный шаг, который, однако, дает плоды.