Неофициальная информация о том, что владелец «Сапсана» объявил о продаже бизнеса, появилась в октябре этого года. По словам участников рынка, компания столкнулась с дефицитом средств для выкупа авт
Неофициальная информация о том, что владелец «Сапсана» объявил о продаже бизнеса, появилась в октябре этого года. По словам участников рынка, компания столкнулась с дефицитом средств для выкупа автомобилей на 2009 год.
Ильдар Зиннуров, владелец автомобильной группы «Сапсан», подтвердил «ДК», что в настоящее время ведется поиск стратегического инвестора в холдинг «Таттранском». «В середине ноября мы подписали соглашение с федеральным инвестиционным банком о привлечении инвестора на приобретение 25% плюс 1 акция», — заявил г-н Зиннуров. При этом он уточнил, что поиском инвестора компания озадачилась еще в начале года. По условиям соглашения, инвестиционному банку дается 12 месяцев на поиск претендентов.
По сведениям «ДК», услуги по поиску инвестора «Сапсану» оказывает банк «Зенит». Правда, дилер от комментариев на этот счет воздерживается, такую же позицию занимает руководство банка «Зенит», поскольку партнеры связаны обязательством о конфиденциальности.
К продаже бизнеса владельца «Сапсана» подтолкнул кризис на рынке банковских заимствований. Как сообщил Ильдар Зиннуров, в октябре многие местные банки, столкнувшиеся с последствиями финансового кризиса, потребовали досрочного погашения кредитов. По информации «ДК», компания кредитовалась в «Сбербанке» и др.
За полтора месяца из оборота «Сапсана» извлекли денежных средств на сумму более 700 млн руб., что едва не обескровило компанию. Эта сумма составляет почти треть ежемесячной потребности автомобильной группы «Сапсан» в оборотных средствах.
ЗАО «Таттранском» продолжает кредитоваться в ОАО «АКИБАНК», но под выделенные лимиты объемы выкупаемых автомобилей снизятся до 800 штук в месяц. Компания приостановила на неопределенное время строительство десяти автосалонов в Москве, Сыктывкаре и других городах.
Одним из вероятных вариантов развития событий, по мнению г-на Зиннурова, может стать слияние «Сапсана» с холдингом «ТрансТехСервис», который занимает более трети рынка продаж иностранных автомобилей Казани. В этом случае объединенная структура будет контролировать более половины автомобильного рынка города.
«В условиях кризиса объединение с ТТС было бы целесообразно с точки зрения сокращения издержек производства и консолидации оборотного капитала. Но этому мешают амбиции лидеров обеих компаний», — заявил г-н Зиннуров.
Вячеслав Зубарев, владелец ТТС, отметил, что заключению сделки препятствуют «существенные различия в корпоративном управлении компаний». В октябре «Сапсан» завершил процесс акционирования компании и начал подготовку своей консолидированной финансовой отчетности по всей группе. Г-н Зубарев считает, что переговоры можно начать, когда эта работа будет завершена и структура компании «Сапсан» станет более прозрачной.
Интерес к приобретению «Сапсана» проявляет петербургский автомобильный холдинг РРТ, который в этом году начал экспансию на региональные рынки. В августе 2008 г. РРТ открыл салон GM в Казани. Как заявлял в августе основной учредитель РРТ Олег Барабанов, компания имеет широкую программу развития и готова потратить на нее в этом году около $100 млн. По ожидаемому в 2008 г. обороту РРТ приближается к ТТС, чья выручка по итогам 2007 г. составила 14 млрд руб. Директор по развитию РРТ Олег Андреев заявил «ДК», что не исключает покупку «Сапсана». Разветвленная дилерская сеть компании позволит РРТ превратиться в крупнейшего игрока в Поволжье.
Между тем участники рынка склонны считать, что покупателем доли в «Сапсане», скорее всего, станут западные инвестиционные фонды, обладающие свободными деньгами. «Автомобильный ритейл — привлекательный объект вложений для фондов, так как продажи автомобилей могут обеспечить им высокую доходность», — говорит г-н Зубарев.
Наиль Сагдеев, гендиректор «Нур-Авто», добавляет, что для иностранных фондов сложилась благоприятная ситуация для покупки бизнеса, так как удорожание кредитных ресурсов позволит им навязывать выгодные для себя условия покупки. «Лучше бы г-н Зиннуров продал бизнес летом, когда недвижимость имела высокую рыночную стоимость», — отметил он, указав, что самостоятельно строить новые автосалоны иногородние компании вряд ли смогут. Никто из опрошенных дилеров не смог назвать имя вероятного покупателя. Сам г-н Зиннуров говорит, что это может быть некий пул из инвестиционных фондов.
досье
Автомобильная группа «Сапсан» (ЗАО «Таттранском»)
Год основания: 1992 г.
Направления деятельности: продажа и сервисное обслуживание автомобилей. Официальный дилер марок Ford, Volvo, Honda, KIA, Fiat, Skoda, Sens, Audi, Ssang Yong.
География: 23 автоцентра в Казани, Набережных Челнах, Кирове, Альметьевске, Нижнекамске, Чебоксарах. Ведет строительство автосалонов в Москве и Сыктывкаре.
Финансовые показатели: ежегодный оборот около 10 млрд руб.
Источник: данные компании
ЗАО «ТрансТехСервис»
Год основания: 1993 г.
Направление деятельности: продажа и сервисное обслуживание автомобилей Land Rover, Renault, Mitsubishi, Volvo, Audi, Peugeot, Porsche, Chevrolet, Jaguar,Toyota Mazda, Mitsubishi.
География: 43 дилерских центра в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Чебоксарах, Кирове, Ижевске, Уфе и Оренбурге. К 2009 г. ТТС планирует довести число автоцентров до 55-ти.
Финансовые показатели: В 2007 г. ТТС продал около 26,235 тыс. новых автомобилей. Выручка составила более 14 млрд руб.
Источник: данные компании
Вячеслав Зубарев: «Заключению сделки препятствуют существенные различия в корпоративном управлении компаний. Переговоры можно начать, когда структура ЗАО «Таттранском» станет более прозрачной».
Ильдар зиннуров: «В октябре многие местные банки, столкнувшиеся с последствиями финансового кризиса, потребовали досрочного погашения кредитов. За полтора месяца из оборота «Сапсана» извлекли денежных средств на сумму более 700 млн руб.».