В кризис 2009 г. «Кан-Авто» открывал новый автосалон и сохранял расходы на маркетинг в то время как другие дилеры потеряли рынок. Сейчас на рынке также спад, а в компании - новые расходы.
Сергей Чернов, заместитель гендиректора «Кан-Автоваз» говорит, что никогда не бывает полностью доволен своей компанией, и именно это дает ей толчок для постоянного развития. Сейчас «Кан» инвестирует в дорогостоящую программу повышения квалификации персонала. Его компания в очередной раз оказалась в списке «Ста крупнейших компаний Татарстана», составленном «ДК».
Разделяете ли вы общие опасения о приближении кризиса?
Рецессия уже идет, это видно по тем графикам продаж, которые мы видим. А в Казани ситуация еще усугубилась Универсиадой – людям просто было не до замены машины. Но если оценивать ситуацию в целом по рынку, он довольно стабилен.
В кризис многие компании предпочитают экономить. В своей компании вы того же правила придерживаетесь?
Сокращать издержки мы пытаемся на стадии планирования следующего периода, так что всегда заранее представляем себе, какие у нас будут расходы в течение года. Другое дело, что цены производителей могут меняться, но это, как правило, не критично. В настоящее время путь выхода из кризиса – это не сокращение издержек, а качественное преобразование. Тогда, когда мы будем максимально соответствовать ожиданиям клиента, тогда кризис для нас станет совсем понятием относительным, который где-то за окошком идет. Компания, которая решит, что она само совершенство, может уходить на покой. Мы всегда чем-то недовольны, и всегда находим точки, где что-то можно доделать, переделать. Сейчас, например, мы очень активно взялись за квалификацию персонала. Это целая программа, которая касается и всех уровней управления. Мы также работаем над компьютеризацией, налаживанием обратной связи от клиентов. Это то, что ведет нас к дальнейшему развитию.
Как вы решаете вопрос, на кого положиться в сложный период?
Наверное, признак масштаба и устойчивости компании – это когда внутри команды выделить никого нельзя, когда роли в команде распределены, и компания – единый организм. Тогда она может спокойно плыть по кризисному морю. Выделить никого не могу, потому что большинство решений мы принимаем коллегиально, за исключением тех, право на принятие которых есть только у генерального. Например, о тактическом финансировании.
Как в кризис искать новые возможности, вам приходилось это делать?
Да, приходилось. Мы открыли салон General Motors в кризис 2009 г., тогда многие наши партнеры отказывались от квот на машины, мы брали. Плюс мы никогда не снижали затрат на маркетинг, на поддержание бренда. За что нам в частности очень благодарен «АвтоВаз». Потому что когда в 2009 г. дилеры отказывались от бренда, мы вкладывали большие средства в его поддержание, и за счет этого смогли сохранить интерес покупателей. А в других регионах ситуация по продажам Лады хуже именно из-за того, что были упущены возможности в прошлый кризис. Мы же получаем звание лучшего автодилера «АвтоВаза» России уже семь лет.
Какой вы видите вашу компанию через десять лет? Кроме того, что останетесь лучшим дилером «АвтоВаза».
Дело не в «АвтоВазе», в 2010 и 2011 гг. мы также входили в Топ-100 лучших дилеров Chevrolet, Топ-10 дилеров GM России. Сейчас прилагаем все усилия, чтобы стать лучшим дилером KIA, а также марок, автосалоны которых открываем сегодня. Продажа автомобилей, конечно, является хребтом в нашей компании, но мы выходим за этот бизнес и пытаемся развить смежные направления. Это грузоперевозки, кузовной ремонт – уже сегодня мы выходим на уровень 700-800 отремонтированных кузовов в месяц, а план стоит 1000-1200. Если мы продолжим в том же темпе, то через десять лет станем крупной диверсифицированной группой.