Сергей Иванов, предправления ОАО «СОГАЗ», рассказал «ДК», как уменьшает свою зависимость от ключевых клиентов — крупнейших компаний, сохраняя при этом высокую рентабельность даже в кризисных условиях.
Группа «СОГАЗ» — стабильно на втором месте в РФ по размеру собранной страховой премии — почти 75 млрд руб. за 9 месяцев 2013 г. (на первом месте столь же традиционно — «Росгосстрах»). При этом по чистой прибыли СОГАЗ опережает «Росгосстрах» (11,19 млрд руб. и 3,4 млрд руб. по РСБУ соответственно). Но, несмотря на столь высокие результаты возглавляемого им бизнеса, Сергей Иванов рисует безрадостную картину страхового рынка в целом: системный кризис.
«Другой рынок» к 2020 г.
Недоверие к институту страхования со стороны государства и общества — вот что, по мнению г‑на Иванова, мешает радикальному — в разы — увеличению масштаба страхового рынка.
Недавно вы говорили о «негативном отношении со стороны государства, бизнеса и населения к страхованию как институциональной ценности экономики страны». Можете пояснить на конкретных примерах, в чем это проявляется?
— Главный показатель отношения общества к институту страхования — уровень проникновения страховых услуг среди населения. Свежий пример — наводнение в Хабаровском крае. По оценкам страховщиков, менее 3% населения Дальнего Востока имеют договоры страхования имущества. Причины, по которым человек не позаботился о защите своего дома, могут быть разными, но результат все равно один. В корпоративном сегменте уровень проникновения страхования, безусловно, выше, но и здесь есть куда расти. Потенциал российского страхового рынка огромен: если в нашей стране его доля в ВВП составляет всего 1,2%, то, например, в Бразилии — около 10%.
Страховой рынок сейчас в сложной ситуации. Ситуации системного кризиса. Во многом она спровоцирована самим страховым сообществом, действия или бездействия которого привели к негативному отношению или недоверию к отрасли со стороны государства и населения. Но неправильно весь рынок мерить одной меркой. Стратегии большинства страховых компаний ориентированы все‑таки на развитие рынка, улучшение моделей продаж, повышение качества клиентского сервиса. Но негатив влияет на рынок, на его восприятие.
Госрегулирование может здесь что‑то поменять?
— Правительство утвердило в 2013 г. стратегию развития страхового рынка до 2020 г. Это совместный труд и государства, и страховщиков, и бизнес‑сообщества, и граждан, которые участвовали в соцопросах. Финальный документ отражает состояние отрасли сегодня, а также системное видение участников рынка и всех заинтересованных сторон — каким рынок должен быть. Принципиальное направление развития — это формирование рынка как институционального элемента экономики, который перераспределяет риски хозяйствующих субъектов, государства, граждан, сглаживая или нивелируя влияние крупных природных и техногенных катастроф. Также стратегия рассматривает страховой рынок как источник длинных денег в экономику страны — через развитие страхования жизни.
Если стратегия не ляжет на полку, а будет воплощена в жизнь, то к 2020 г. нас ждет рынок совершенно других масштабов, занимающий в разы большую долю в ВВП страны, чем сегодня, рынок — помощник государства, которое полностью передаст страховым организациям функцию выплаты компенсаций пострадавшим. Это будет рынок с развитым, как во всех цивилизованных странах, страхованием жизни. Рынок с понятным «интерфейсом» для граждан и бизнеса с точки зрения стандартов услуг и общих правил страхования. Кроме того, это будет рынок, избавленный от компаний, ориентированных на сборы, а не на выплаты обоснованных возмещений.
Но при этом объявлено о планах сокращения бюджетных расходов на страхование. Разве это не противоречит стратегии развития страхового рынка?
— Общей, единой практики страхования государственных интересов в мире нет. В некоторых странах все бремя убытков в отношении госсобственности несет казна, в других странах, наоборот, бюджет предусматривает средства на коммерческое страхование госимущества. По моему мнению, в нашей стране должна быть создана система принятия решений по тем объектам и рискам, которые надо страховать на коммерческом страховом рынке, и по тем объектам и рискам, убытки по которым будут компенсироваться за счет бюджетов различных уровней. Например, часть госимущества, связанного с государственной тайной, не должна ни в каком виде попадать в зону коммерческого страхования. Другое имущество, особенно подверженное рискам с высокой степенью вероятности их наступления — например космические запуски, — должно страховаться у коммерческих страховщиков. Системный ответ государства на этот вопрос — какие риски страховать, а какие удерживать на себе — даст ответ и на вопрос о сумме, которую надо выделять из бюджета на страхование. И только тогда можно будет говорить о целесообразности ее сокращения, оптимизации или, наоборот, увеличения.
Пока же есть однозначное понимание, что все расходы должны быть обоснованы и взяты под жесткий контроль.
Какие события на страховом рынке определяют его текущую повестку?
— В сентябре 2013 г. все функции ФСФР по надзору за страховым рынком были отданы Центробанку, был создан мегарегулятор. Мы ожидаем от нового регулятора изменения процесса надзора за рынком и игроками. Модель не должна быть статичной, сам надзор из пост‑реакции на возникшие у страховщика финансовые проблемы должен быть переориентирован на предотвращение неблагоприятных ситуаций. Ведь в конечном счете защита нужна не страховщику, а его клиенту, который может пострадать из‑за банкротства страховой организации и неоплаченного страхового случая. Мы ждем усиления надзора в режиме реального времени.
Другое знаковое событие для страхового рынка, особенно для розничного сегмента, — внесение на рассмотрение в Госдуму поправок в закон «Об организации страхового дела» в части регулирования «электронного страхования». Многие страховщики уже готовы поставить взаимоотношения с клиентами на дистанционную основу: выписывать полисы страхования через Интернет, принимать оплату безналичными перечислениями. Но мы не ожидаем существенного роста рынка электронного страхования в ближайшие 2‑3 года. Согласно текущей версии законопроекта, любые посредники исключены из процесса оформления электронного полиса, а консолидация страхования, которое сейчас осуществляется через посредников, займет какое‑то время. Отдельный вопрос — как оформлять дистанционно полисы на объекты, требующие осмотра, например на автомобили? Уверен, и эта проблема в скором времени будет решена. Несмотря на все вопросы, данное событие заслуживает внимания, — уже скоро вы сможете оформить полис, не выходя из дома, через Интернет.
Еще одна важная для рынка тема — страхование жилья. Концепция закона, который должен придать импульс развитию этого вида страхования в нашей стране, недавно была подготовлена Минфином. Работа над законом продолжается. Мы ожидаем, что он может вступить в силу уже в 2015 г.
В сегменте корпоративного страхования мы повсеместно наблюдаем тенденцию централизации страховых программ в рамках холдинговых структур. Рынок пока еще не готов к стабилизации ценовых условий, накал конкурентной, преимущественно ценовой, борьбы сохраняется. Страховщики борются за клиентов, предлагают все более широкие программы страхования, они становятся все более востребованными на рынке. Полагаем, что на рынке страхования юрлиц продолжится тенденция к увеличению концентрации.
СОГАЗ готов к кризисному сценарию
Сергея Иванова не пугает возможное сокращение затрат на страхование ключевых клиентов группы «СОГАЗ»: курс на диверсификацию в перспективе снизит зависимость от них.
По итогам года, по вашим прогнозам, какие основные направления покажут наилучшую динамику?
— За 9 месяцев 2013 г. сборы СОГАЗа в России выросли на 16% до 75 млрд руб. Это почти результат всего прошлого года, когда мы собрали 78 млрд руб. премии. По предварительным оценкам, в 2013 г. мы можем увеличить сборы до 85‑87 млрд руб. Опираясь на данные за три квартала и прогнозные показатели, по итогам года мы ожидаем роста практически во всех сегментах: страховании имущества, ответственности, ДМС. Отмечу также, что СОГАЗ занял значительную долю на рынках обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов и ответственности перевозчиков, и по итогам 2013 г. мы закрепимся на лидирующих позициях в этих сегментах.
Сегодня около 40% сборов СОГАЗа приходится на крупных клиентов: «Газпром», «Росатом», «Роснефть». Часть портфеля компании, связанная с такими клиентами, не растет, их бюджеты на страхование практически не увеличиваются. Другая часть портфеля, на которую приходится около 60% сборов, растет темпами выше рыночных.
Мы активно развиваем розничные и корпоративные продажи через партнеров: банки, лизинговые компании, автосалоны. Кроме того, компания перезагружает региональную сеть. Теперь наши филиалы ориентированы не на обслуживание клиентов головного офиса, как раньше, а на продажи на региональных рынках субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти направления — партнерские продажи и региональные рыночные продажи — показывают самые высокие темпы роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, более чем на 50%.
У группы «СОГАЗ» велика зависимость от ключевых клиентов. Если в экономике в 2014 г. начнут реализовываться наиболее негативные сценарии, от чего могут пострадать объемы страхового покрытия бизнеса крупнейших клиентов, как будет оптимизироваться бизнес вашей группы?
— Замедление темпов роста уже ощущается в некоторых отраслях, а страхование всегда реагирует на перемены в реальном секторе экономики с лагом в год‑полтора. Мы понимаем, что крупные российские компании будут сокращать бюджеты на страхование. Если в 2013 г. страховой рынок по нашим прогнозам вырастет на 12,5%, то по итогам 2014 г. мы ожидаем снижения темпа роста до 10%. Перестают расти такие популярные сегменты, как автострахование. В то же время в ближайшие годы ожидается более активное развитие страхования имущества физлиц, малого и среднего бизнеса.
СОГАЗ обладает высокими рейтингами финансовой устойчивости, и это свидетельство того, что компания может работать в условиях реализации самых серьезных экономических рисков. Конечно, в случае слишком жесткой просадки мы можем пересмотреть планы по развитию или объемы инвестиций в новые проекты. Но в целом капитал компании и объем активов, сформированных под страховые резервы, достаточны для работы в случае реализации даже более негативных сценариев экономического развития, чем те, которые рассматриваются сейчас как наиболее вероятные. Мы рассматриваем возможные ухудшения экономической ситуации как потенциальный фактор роста компании. Именно в моменты сложной экономической ситуации страхователи склонны к поиску надежных страховых компаний.
Наша основная задача — обеспечить рентабельность, чистую прибыль. Мы не гонимся за долей рынка или за объемом сборов. Наш главный приоритет — сбалансированность компании и готовность к относительно кризисному сценарию.
Как можно сохранять рентабельность, если ваши ключевые корпоративные клиенты начнут сокращать объемы страхования?
— Компании из топ‑50 наших клиентов обеспечивают сейчас 60‑65% сборов. Но даже если кому‑то из этой группы предлагают демпинговые тарифы и он уходит в другую страховую компанию, никакой трагедии мы из этого не делаем, — потери замещаются за счет других направлений. Мы продолжим фокусироваться на корпоративном страховании, это наш конек, весь бизнес СОГАЗа настроен под эту сферу деятельности. Здесь особенно ярко проявляются наши конкурентные преимущества, в том числе возможности по собственному удержанию рисков, клиентоориентированный подход, качество нашей перестраховочной программы. Не думаю, что наши крупные клиенты откажутся от программ защиты своих активов или сопутствующих рисков. Скорее всего, некоторые немного сократят инвестпрограммы. Но это будет не радикальное сокращение, а, скорее, оптимизация.
У нас есть задача снижения веса крупных клиентов в структуре сборов — это вопрос внутренней безопасности, зависимости от ограниченного числа страхователей. Правда, мы эту задачу не оцифровываем — не говорим, что стремимся, например, к 25% сборов от самых крупных клиентов вместо сегодняшних 40%. Для этого мы должны все‑таки понимать, какова доля самых крупных страхователей в общей структуре сборов всего страхового рынка страны, но такой детальной статистики регулятор сейчас не предоставляет.
Тем не менее, мы целенаправленно увеличиваем наше присутствие в сегменте малого и среднего бизнеса. Диверсифицируемся, идем в розницу. Не сломя голову, но активно.
Среди этой увеличивающейся части клиентов много тех, кто связан с ключевыми корпоративными клиентами СОГАЗа. Очень хорошо представляя, что происходит у подрядчиков и комплектаторов наших крупных клиентов, мы минимизируем и свои риски, ведь для нас их бизнес так же понятен и прозрачен. Поэтому увеличение клиентуры из числа малых и средних компаний никакого снижения рентабельности не вызывает. Особых инвестиций расширение розничного направления тоже не требует, тем более мы уже и так вложили достаточно большие средства в региональную сеть. Открытие офисов продаж — не настолько капиталоемкие инвестиции. Даже небольшие филиалы компании выходят на окупаемость через 2‑3 месяца. Вообще, наш избыточный основной капитал позволяет спокойно себя чувствовать даже при многомиллиардных затратах. Например, недавно мы направили 9,5 млрд руб. на приобретение СК «Транснефть» без ущерба для наших финансовых показателей.
То есть увеличение доли розничного звена в структуре бизнеса никаких инвестиций вообще не требует?
— Не совсем так. Мы запустили серьезные проекты по централизации финансовых функций, урегулированию убытков, ДМС. Продолжаем унифицировать бизнес‑процессы. Но инвестиции на эти преобразования «размазаны» на два‑три года, они не критичны для компании и на чистой прибыли почти не отразятся. Сейчас мы лидеры на страховом рынке по объему прибыли, но понимаем, что повторения ситуации двух последних лет, когда темпы роста прибыли были высоки, в следующем году не будет.
Очевидно, вы довольно часто получаете предложения о приобретении региональных страховщиков. И регулярно объявляете о сделках такого рода. Каким компаниям вы говорите «нет», а какие вам интересны?
— СОГАЗ никогда не ориентировался на развитие за счет поглощений. Однако мы неоднократно заявляли, что в силу специфики бизнеса для СОГАЗа могут представлять интерес некоторые кэптивные страховщики, специализирующиеся на корпоративном страховании. При оценке выставленной на продажу компании для нас важнее всего ее финансовая прозрачность, капитализация, качественный портфель, сильные компетенции в области корпоративного страхования. Если это прозрачный и абсолютно понятный нам актив, мы открыты для предложений.
Подготовил Алексей Жданов