Что может дать налог на роскошь? Олигархи этот налог не почувствуют. Попадет ли под горячую руку малочисленный пока средний класс со своими мечтами о комфортной жизни в родной стране? Не исключено.
О целесообразности введения этого налога спорят давно, изначально это была инициатива коммунистов, потом - «эсеров». Но ни в 2007, ни в 2010 году инициаторы не смогли преодолеть барьеров правительства и Госдумы. Да и международная практика имеет, мягко говоря, неоднозначный опыт принятия подобного налога. Но вот перед Новым годом о налоге на роскошь заговорили вновь. На сей раз Владимир Путин вновь поручил чиновникам разработать проект соответствующего федерального закона.
Налог на роскошь вроде бы должен стать не отдельным налогом, а изменениями, которые вносятся в ставки налогов на автомобиль и дорогую недвижимость. Но полной ясности нет до сих пор, как и ответа на вопрос, будут ли суммироваться у отдельного лица имеющиеся метры с лошадиными силами или стоимость машин, домов или квартир.
Непонятны и цели налога. Это некий социальный налог для тех, кто уже является владельцем приличного жилья или машины? Но сегодня ты менеджер или предприниматель с высоким официальным доходом, а завтра - старый и больной пенсионер с нищенской пенсией.
Если это налог на ограничение потребления, то касаться он должен вроде бы только физических лиц. Но что мешает какому-нибудь олигарху создать юридическое лицо - транспортное предприятие со своими «Бентли», которые и будут возить его самого? Или собственный особняк сделать гостевым домом? Ведь есть же и реальный бизнес, основанный на сдаче в аренду квартир, домов и автомобилей. Но в этом случае и организации могут попасть под налог на роскошь.
А что делать с дорогими авто и недвижимостью, например, в Управлении делами Президента? Значит, в законе надо будет сделать исключение для органов государственной власти, госкорпораций, госпредприятий и прочих госучреждений.
Но тогда вообще какая-то двусмысленная ситуация получится: автомобили, на которых ездят чиновники и избранники народа, а также не самые аскетичные здания, где они трудятся на благо народа, как ни парадоксально, роскошью считаться не будут.
Между тем, ситуация с так называемой роскошью у нас в стране со временем устаканилась бы сама собой. Большая машина и большой дом очень затратны в эксплуатации. С одной стороны, это вынуждает владельцев повышать деловую активность и больше зарабатывать, с другой - постепенно приходить к пониманию необходимости разумного самоограничения.
Вообще-то с точки зрения экономической теории государству выгодно, чтобы покупались дорогие машины. Что мешает обложить их повышенным налогом при продаже? Разве мы не знаем, сколько та же Тойота Камри стоит в Америке и сколько у нас?
И, кстати, что плохого в том, что человек строит себе большой дом? Да ради Бога! Покупает стройматериалы, дает работу строителям, платит потом за потребляемую энергию и газ, строители затем идут в магазин, ну и так далее. Экономическая теория это называет повышением деловой активности - ради этого государство само тратит бюджетные миллиарды.
Если человек зарабатывает, создает рабочие места, показывает всем, чего можно добиться своим трудом, что в этом плохого? А если кто-то на ворованные деньги, на взятки строит себе хоромы и покупает дорогие автомобили и государство ничего не может с этим поделать - это уже другой вопрос. Зачем все смешивать?
«Каждому человеку свойственно стремление к улучшению жизненного уровня. Экономический строй должен исходить именно из этого. Выдуманный экономический строй будет манипулировать человеком». Это на мои слова, это из лекции профессора Шмитда из Университета Гумбольдта в Берлине, которого я слушал в далеком 1991 году. Что, пришло время переписывать экономическую теорию?
Вот и напрашивается вывод, что экономической целесообразности у введения налога на роскошь не больше, чем у выращивания яблонь на Марсе. Но есть волшебное слово - электорат…
Впрочем, если уж задаться целью и бюджет пополнить и получить одобрение самых широких слоев населения, есть одно простое решение. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога и налог на наследство с сумм, превышающих, скажем, 100 млн рублей, не забыв доходы от дивидендов, вкладов и ценных бумаг. Большинство россиян таких денег себе даже представить не могут. А я не могу представить, что такое решение в нынешней ситуации может быть принято.
Колонка написана специально для «ДК»