"ДК" задал известному предпринимателю вопросы, поступившие от читателей. Сергей Акульчев рассказал, как похудеть с помощью кондитерки, почему не продаст бизнес и как прибыль зависят от погоды
Сергей Акульчев, живущий между Россией и Австрией, провел несколько недель в Татарстане. В этот период "ДК" провел с бизнесменом интервью. Мы узнали, почему Сергей Акульчев пока не торопится выходить в Москву, с кем конкурирует и что делает в свободное время.
"Dessert Boutique - детище сложное, продолжаем с ним возиться"
- Что сегодня представляет собой ваш бизнес?
- Производство кондитерской продукции под торговой маркой Dessert Boutique, Акульчев и розничная сеть Dessert Boutique.
- С каким розничными сетями вы работаете сейчас, увеличилось ли их число? В каких объемах отгружаете продукцию? Кто является вашим крупнейшим покупателем?
- Практически все самые крупные розничные сети. Это «Магнит», «Перекресток», «Карусель», «Fix-Price»… Я продажами не занимаюсь, поэтому все не перечислю.
- Работаете ли с «Бахетле», «Эссеном»?
- Мы есть и там.
- Что сейчас происходит с сетью магазинов Dessert Boutique вашей кондитерской фабрики? Оказался ли проект рентабельным, оправдал ли ожидания? Какую долю рынка вы планировали занять при старте?
- Проект сложный, мы сразу знали, что это будет некое детище, сложное. Мы с ним еще возимся, скажем так, продолжаем возиться. Это еще не тот полноценный бизнес, который мы видим.
- Изначально вы предполагали, что так и будет?
- Изначально мы предполагали, что это будет лаборатория для производства экспериментальных изделий, а магазин будет точкой продаж этих экспериментальных изделий. Потихонечку он стал бизнесом. Но он не такой масштабный, чтобы называть его бизнесом серьезным.
- Каковы результаты на сегодняшний день?
- Сегодня пять магазинов, мы продолжаем развиваться. Подобрали некоторые массовые продукты, которые теперь будет уже продавать не только в собственной сети, а также в других розничных сетях.
- Как реагировал рынок республики? Насколько интересен рынку продукт премиум-класса?
- Если брать массовый сегмент, мало интересен. Если брать именно людей, которые любят премиус-класс, он интересен.
- Насколько велика часть премиум-класса?
- Их немного, не более 5%.
Продажи "кондитерки" зависят от погоды, постов, праздников
- Планируете ли вы реализацию новых проектов в рознице?
- В рознице – нет.
- Что послужило причиной закрытия магазинов в Москве?
- Плохая экономика этих магазинов.
- Есть ли планы относительно столицы – какие?
- В Москву пока мы не идем.
- Какова ситуация с продажей франшиз?
- Пока ни одной франшизы нет у нас.
- А в планах что-то есть?
- В планах у нас подготовлен проект по франшизе, но он еще не запущен.
- Какие проекты ваша компания намерена начать в ближайшие год-два? В каких сегментах?
- У нас есть торговая марка «Здоровье Нации». Мы будем выпускать линейку полезных для здоровья продуктов. Будет кондитерка, которую ешь и худеешь. Кондитерка для похудания.
- Она базируется на чем-то?
- Белковое питание.
- Интересны ли вам проекты с иностранным участием?
- Интересны.
- А есть уже какой-то опыт в этой области?
- Нет.
- Какой бизнес вы ведете за границей, помимо развития компании «Акульчев»? Какую долю рынка занимаете в зарубежных странах – и в каких?
- Никакого бизнеса не веду.
- Вы планируете модернизацию производства, замену оборудования? Или она уже проведена?
- Замена и модернизация происходит постоянно, это непрерывный процесс.
- Оборудование и технологии вы используете отечественные или зарубежные?
- Оборудование все зарубежное, а технологии свои. Технологии не бывают зарубежными или отечественными, в пищевке. Обычно берешь технологии и адаптируешь свой продукт, то есть такой симбиоз
- Вы руководите бизнесом из Австрии. Как часто бываете в России?
- 50 на 50, примерно.
- Справляются ли топ-менеджеры на местах с нагрузкой?
- Не всегда.
- Как-то координируете работу?
- Обязательно.
- Какие используете программы, новые средства связи?
- Используем специальное программное обеспечение Elma, далее, соответственно, скайпы, вайберы, ватсапы, телефоны. Я 24 часа на связи.
- Правильно ли мы понимаем, что вы работаете как минимум в двух сегментах – массовом и премиум?
- Правильно.
- Если обозначить доли двух сегментов?
- 95% массовый и 5% премиум.
- Производство какой продукции приносит наибольшую прибыль?
- Венские вафли.
- В каком банке вы кредитуетесь? Сталкиваетесь ли с какими-то трудностями при кредитовании?
- Основной этот «АкБарс». Трудностей как таковых нет.
- Какую рентабельность в вашем бизнесе принято считать нормой? Какая рентабельность у вас?
- Рентабельность – 15%. Мы где-то около этих показателей.
- Как изменилась за год выручка и чистая прибыль? Каковы обороты?
- Год же еще не кончился, вот год закончится, вы меня об этом и спросите.
- Если сравнивать 2012 и 2013?
- Подросли.
- От чего зависит спрос в вашем бизнесе?
- От погоды, в первую очередь. Летом жарко, соответственно, меньше чай пьют. От праздников. Например, когда Новый Год, больше покупают шоколад, нежели печенье или вафли. Дальше от постов. Если пост идет, у нас падение. Люди стараются придерживаться постов, и употребляют меньше. У нас падение. Что еще… Погода, посты, праздники, есть четкая сезонность. Например, у нас с сентября по ноябрь у нас самый лучший сезон. А падение связано с постами. Процентов 30% есть у нас.
"Вы вдумайтесь - продать бизнес! А что дальше? "
- Сколько сотрудников в вашем бизнесе?
- 500.
- Вы ощущаете кризис в отрасли?
- Нет.
- А какие прогнозы можете сделать относительно отрасли?
- Стабильный рост. Небольшой, но стабильный на уровне 3-5% точно будет.
- Как санкции изменят направление вашего бизнеса? Согласны ли вы с мнением, что санкции помогут возродить производство и дадут новые возможности для бизнеса?
- Кондитерам они не сильно могут что-то поломать или помочь встать на ноги, в основном это поможет, например, мясникам. Те, кто занимался мясом, потому что они не могли конкурировать с импортной говядиной, свининой. Сейчас они смогут конкурировать. Есть отрасли, которым было тяжело. Но это точно не кондитерка. Ни жарко, ни холодно, по большому счету.
- То есть особой конкуренции с западными производителями у вас нет?
- У нас мало потребляли европейские, западные марки. Маленькая входимость. Премиум сегмент в районе плюс-минус 5%, можно так ожидать.
- А массовый сегмент - Крафт, Нестле и т.д.?
- Они же все давно в России поставили производство. Они ничего не возят оттуда. Они как и были а-ля россияне, так россиянами и остались.
- «Махеев» является вашим конкурентом?
- Конечно же, не прямой, но все, кто производит кондитерку, друг другу конкуренты. Косвенно – да.
- Во сколько оцениваете ваш бизнес сегодня?
- Не оцениваю, не знаю. Кому надо, тот оценивает.
- Не планируете продать его, как в свое время Коркунов?
- Нет, не планирую. Вы вдумайтесь – продать бизнес. Даже квартиру продать, нужно столько думать… Бизнес! Что будешь делать-то? Что я, пойду дома что ли строить? Зачем, чтобы деньги получить? А что с ними делать? Пойти и такой же бизнес строить. Нормально. Люди всегда так легко спрашивают.
- Есть же такие люди, которые делают бизнес ради бизнеса. Вы не такой.
- Их же сразу видно. Когда человек 20 лет сидел делал бизнес он явно не из таких. Я 19 лет назад начал. Есть и такие, которые через 2-3 года продают бизнес. Например, Тиньков*. Это тоже нормальная тема. Они сразу заточены под это.
- Вы начинали с венских вафель – был ли это тот самый «голубой океан»?
- Возможно.
- На какие виды продукции ориентированы в первую очередь сейчас?
- Массовый сегмент. Вкусные, массовые. Сейчас мы начинаем ориентироваться в сторону полезности, свежести.
- Какое будущее у пищепрома в России?
- Хорошее.
- Какие вы видите перспективы?
- Люди сейчас хотят быть здоровыми, молодыми, свежими, никто болеть не хочет. Все равно сейчас пить алкоголь, курить стало не модно.
- Каковы шансы у тех, кто сейчас выходит на ваш рынок?
- Всегда есть, были и будут.
- Каких принципов вы придерживаетесь в бизнесе?
- Мы недавно специально занимались тем, что в течение месяца думали над принципами и миссией компании. Теперь они у нас прописаны. Миссия нашей компании – удивлять клиентов, развивать таланты, творить добро.
Принципы следующие:
1. быть первопроходцами, а не последователями,
2. Строить открытые и честные отношения посредством обмена информацией,
3. Мы заботимся о своих сотрудниках,
4. Делать больше меньшими средствами,
5. Вызывать "вау - чувство" нашим отношением,
6. Мы помогаем всегда, всем и во всём,
7. Быть скромными.
- Что помогает вам достигать большего?
- Любопытство.
- Расскажите, пожалуйста, немного о своей семье. О своих хобби.
- Значит, у меня шестеро детей, супруга. Хобби очень много всевозможных, все активные – это горные лыжи, мотоцикл, велосипед, бег, плавание.
- А есть какое-то новое?
- Бег. 28 сентября пробенжал на берлинском марафоне, 42 километра. 10 недель назад я научился бегать, и поставил цель. Что такое «научиться бегать»? Для меня – это пробежать марафон. Если марафон сможешь пробежать, значит, умеешь бегать. Трудно же сказать, умеешь или нет. Я себе поставил такой критерий. За 10 недель подготовился с нуля, вот буду бежать. Это один из самых крупных марафонов в мире, так называемый gold label.
- Есть ли у вас какие-то задачи, цели, которые сейчас поставили перед собой так же, как и с бегом?
- У меня сейчас задача – марафон. Пока эту задачу не выполню, другую не ставлю. Марафон завершу – мне надо зафиксировать результат, если я пробегу марафон, неделька у меня точно будет в отдыхе, а потом я поставлю себе новую задачу.
Досье:
Компания: ООО "Акульчев"
Должность: генеральный директор
Сфера деятельности: производство
Дата и место рождения: 02 августа 1974 г. / г.Набережные Челны
Образование: Казанский государственный университет (2004)
Этапы карьеры:
В 1992 году окончил среднюю школу и поступил в Камский автомеханический колледж.В 1995 году создал частную пекарню. Сегодня это кондитерский комбинат с крупными производственными мощностями.
Семейное положение: женат, шестеро детей
* - выполняет функции иностранного агента