Владимир Долгов, генеральный директор Google в России Большое видится на расстоянии, согласен с Есениным. Сегодня мы еще не понимаем, как то, что нас окружает, изменит мир через годы. Когда
Владимир Долгов, генеральный директор Google в России
Большое видится на расстоянии, согласен с Есениным. Сегодня мы еще не понимаем, как то, что нас окружает, изменит мир через годы. Когда в 1450 году Гуттенберг напечатал первую книгу, все сразу поняли, что это замечательная вещь — прорыв, который послужит распространению знаний. Но на самом деле никто не мог предположить истинных последствия этого изобретения. А именно — через 70 лет началось движение протестантизма в Европе. Связь в том, что Библия — первая книга, которую напечатал Гуттенберг, — прежде была рукописной. Ее было сложно достать, фактически копии хранились в соборах и у самых богатых единичных людей. А с изобретением книгопечатания Библия начала появляться в домах простых людей. И тут произошла интересная вещь: у тебя есть своя Библия, значит, ты можешь ее по-своему толковать. Это послужило толчком к созданию того движения, которое изменило мир.
Второй пример: в 1969 г. в американской исследовательской лаборатории создали сеть, которая связала несколько компьютеров между собой. Это были резервные каналы связи, на случай если телефоны, телеграфы выйдут из связи. И никто из создателей Интернета и тех, кто им пользовался тогда, не знал, что через годы мы с вами не будем представлять себе жизни без их изобретения.
Почему я так уверен в том, что мир кардинально изменится? Да посмотрите, что происходит уже сейчас, на наших глазах. Мир уже меняется и невообразимо быстро. Сейчас в мире зарегистрировано 2 млрд пользователей Интернета, 5 млрд абонентов мобильных телефонов — 2/3 людей планеты ходят с сотовыми телефонами, накоплено 800 изобайтов информации в сети. Это впечатляет. Но еще больше впечатляет то, что 7 лет назад в том же мире было всего 5 килобайт информации.
А что дальше? Через 9-10 лет Интернет соберет уже 5 млрд пользователей, абсолютно все население земного шара будет с «мобильными», 53 зетабайта информации будет накоплено. Прогноз кажется нереальным? Есть метрика, рассказывающая о том, сколько лет понадобилось тому или иному средству связи, чтобы достичь миллионной аудитории. Так вот, телефон в начале прошлого лета за 38 лет достиг 1 млн абонентов, телевидение — за 13 лет (середина прошлого века), Интернет — за 4 года, Facebook на это понадобилось всего 2 года. Цифры говорят за себя, и никаких необычных открытий я не жду. Просто мир начал развиваться намного быстрее. Возьмите даже обычный мобильный телефон, который существует лет 25. Первый 1 млрд абонентов он заполучил за 20 лет, второй — за 4, третий — за 2, четвертый — за 1 год, на пятый ушло месяцев 10.
Устройства на платформе Android каждый день подключают 150 тыс. людей.
Да что и говорить — в Индии живет 1,5 млрд человек, и у 50% телефон есть. Притом что туалет в доме — только у 30% населения этой страны. Индия вообще интересный пример — это страна наличности, но в последние годы там невероятный успех получила система платежей на платформе телефона. Уже зарегистрировано 500 млн абонентов, и каждый месяц подключаются еще 16-20 млн. Все дошло до того, что ведущий индийский сотовый оператор начал сразу заливать кошелек на sim-карту, сделал функцию обязательной.
Чтобы приоткрыть завесу будущего надо просто понаблюдать, что происходит сегодня. Японская девушка Ринн написала на мобильном книгу, ставшую бестселлером и разошедшуюся в твердых копиях тиражом более 400 тыс. экземпляров.
Египетский таксист записал промо-ролик на Youtube, в котором рассказал, что с удовольствием встретит туристов и покажет все достопримечательности. В результате запись на его услуги превышает два месяца. На том же Youtube израильский музыкант в 2009 г. записал с другими музыкантами из разных стран музыкальную композицию, которая собрала 1 миллион просмотров за неделю, и через месяц группа записала собственный диск.
Это уже реальность! В Европе появились «умные» тележки: вставляете флеш-карту со списком покупок. И она ведет вас по магазину, подсказывая, где находится товар и какие на него скидки.
Я точно знаю, что уже наши дети будут хранить всю свою информацию в Интернете — это тоже будет революция. Домашний компьютер теряет свою ценность — на нем больше не будет копиться вся музыка, фотографии, тексты. Уже создаются специальные хранилища персональной информации. Это уже не отдельный компьютер, а процессор или отдельные куски изолированные, которые даже могут собираться в дата-центры по всему миру. При этом информация получает высокую степень защиты.
Не удивлюсь, если и холодильники скоро сами будут анализировать свое содержимое и заказывать покупки в сети.
Владимир Долгов
Колонка написана специально для «Делового квартала»