DK.ru выяснил, не являются ли решения о сносе киосков «обратной силой» закона, есть ли у предпринимателей шанс оспорить снос, и можно ли получить приоритет на аукционе по аренде муниципальной земли.
Власти Казани продолжают искоренять самовольную уличную торговлю: только за последние полтора месяца исполком распорядился снести 83 нестационарных торговых точки. Мэрия утверждает, что все эти павильоны были установлены без соблюдения норм, без правоустанавливающих документов и соответствующих разрешений.
Очередной этап сноса мелкорозничных точек пройдет в ближайшее время, сообщил на этой неделе замглавы исполкома Иван Кузнецов. По словам Кузнецова, сегодня у городских властей есть более 70 судебных решений о сносе торговых павильонов. «Со всей ответственностью заявляю, что рано или поздно все такие объекты будут демонтированы», – подчеркнул он.
«Не сомневаюсь, что кто-то из этих так называемых предпринимателей побежит в газеты или на телевидение и будет кричать о произволе, о давлении на бизнес, – цитирует Kazanfirst.ru руководителя исполкома Казани Дениса Калинкина. – Но в отношении каждого из таких объектов пройден длинный путь в рамках действующего законодательства».
Однако судебная практика по спорам торговцев с исполкомом показывает, что речь не всегда идет о самовольном захвате земли. Многие предприниматели когда-то получили павильоны на вполне законных основаниях – например, заключив договор с предыдущим владельцем. Поправки в Земельный кодекс, согласно которым право арендовать участки под уличную торговлю можно получить только через аукцион, вступили в силу с 1 марта 2015 года. Многие предприниматели, у которых на момент изменения законодательства были действующие договора аренды, жаловались, что им пришлось заново получать права на землю.
Портал DK.ru спросил у юристов, не являются ли решения о сносе подобных объектов «обратной силой» закона, есть ли у предпринимателей шанс оспорить снос, и может ли владелец киоска получить какой-либо приоритет на аукционе по аренде муниципальной земли.
Закон о внесении изменений в Земельный кодекс РФ (171-ФЗ) обратной силы не имеет и применяется только к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (1 марта 2015 года).
Однако, как установлено в статье 36 закона 171-ФЗ, собственники строений приобретают земельные участки, на которых расположены их строения, в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ в редакции настоящего закона, отмечает управляющий партнер юридической компании «Гейн и партнеры» Ксения Гейн.
По словам Ксении Гейн, многие объекты торговли и оказания услуг (например, шиномонтаж) в настоящее время располагаются на муниципальных земельных участках, когда-то предоставленных предпринимателям в аренду, но с уже истекшим сроком действия договора. Такие участки выставляются на торги. При этом арендатор земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды без проведения торгов.
Однако если у предпринимателя на таком земельном участке построен объект стационарной торговли (капитальный), для реализации конституционных прав на защиту собственности необходимо оценить целевое назначение земельного участка и условия договора аренды, говорит юрист.
В случае если условия договора предусматривали строительство, собственник объекта, построенного с получением разрешительной документации, вправе требовать предоставления земельного участка, занятого зданием, в аренду или собственность.
«В подавляющем большинстве случаев, даже если условия аренды позволяли строительство, оно осуществлялось предпринимателями без получения необходимых документов (разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию). Такие постройки оцениваются как самовольные», – объяснила Ксения Гейн.
При этом узаконить самовольную постройку, расположенную на арендованном земельном участке, нельзя, она подлежит сносу.
В определенных случаях (например, когда договор аренды действует, земельный участок в собственности, но здание построено без разрешений) для защиты объектов от сноса может быть использован институт исковой давности.
«По общему правилу, срок исковой давности составляет три года. Данный срок по требованиям о сносе применяется с момента, когда здание было возведено. Но при этом объект должен быть безопасным для жизни и здоровья населения», – отмечает представитель компании «Гейн и партнеры».
«Право оспаривания решения суда в силу закона предоставлено сторонам по делу и не может быть ограничено, вопрос сводится к наличию существенных оснований для удачного обжалования, – сказал DK.ru руководитель практики юридического агентства ЮНЭКС Рамис Музипов. – Так, например, если судом не учтены какие-либо важные для итогового решения обстоятельства, вышестоящая инстанция вправе отменить такое решение».
При этом, даже успешно обжаловав решение, получить приоритет на аукционе не получится, подчеркнул Рамис Музипов. По общему правилу, при конкурировании предложенных цен преимуществ одного кандидата перед другим быть не должно.
Что касается срока, в течение которого предприниматель должен быть уведомлен о принятии решения о сносе его торгового павильона.
Необходимо разграничивать две ситуации: снос на основании судебного решения и административный снос на основании решения органа местного самоуправления.
Как пояснил юрист агентства ЮНЭКС Рамис Музипов, в первом случае предприниматель является ответчиком по делу, и в день вынесения решения суда должен знать, в течение какого срока суд возложил на него обязанность снести незаконную постройку. В большинстве случаев суд устанавливает тот срок, который просит установить уполномоченный орган, а он составляет не менее 30 дней со дня вступления в силу решения суда.
Во втором же случае орган местного самоуправления сам устанавливает срок для сноса, который указывает в своем решении. Законом предусмотрено, что такой срок должен быть разумным и должен учитывать характер постройки, но при этом не превышать 12 месяцев.